Фонд CAF: за пять лет число жертвующих на благотворительность онлайн выросло в 30 раз

Фонд поддержки и развития филантропии CAF провел исследование в честь 10-летия появления собственной платформы для онлайн-пожертвований «Благо.ру» — первой в России. По данным CAF, за последние пять лет число частных доноров на платформах выросло в 30 раз и вместе они пожертвовали более 800 миллионов рублей.

Как появлялись платформы

Рынок платформ онлайн-пожертвований, предоставляющих возможность НКО собирать пожертвования с широкого круга частных доноров, сформировался в России к 2015 году, отмечается в исследовании. Сначала в 2008 году после трех лет экспериментальной работы была запущена платформа «Благо.ру». Из-за новизны формата она оставалась практически единственной до 2012 года, когда появились крупнейшие ныне краудфандинговые платформы – «Планета.ру» и Boomstarter. В 2013 году был создан фонд «Нужна помощь», а также запущена площадка «Добро Mail.ru», в 2015-ом — сайт «Такие дела» и платформа «ВСЕМ» от Qiwi.

В 2016 году появились первые платформы для личного волонтерского фандрайзинга. Самые известные из них — «Пользуясь случаем» (проект фонда «Нужна помощь») и частный проект «Сделай!» Пользователи могут организовать собственный сбор средств, приуроченный к какому-то событию: дню рождения, спортивному забегу и т. д.

Новинки отрасли — сервисы, на которых можно выиграть встречу с известным человеком за пожертвование. Так работают платформы Meet for Charity и Dreamo. На сегодняшний день в России насчитывается более десяти работающих платформ для благотворительности.

«Организации, размещенные на платформах, как правило, проходят проверку юридической и финансовой состоятельности, предоставляют отчет о пожертвованиях. Все проводимые операции безопасны и прозрачны как для жертвователя, так и для НКО», — отмечают авторы исследования.

Рост в десятки раз

Благодаря росту числа различных сервисов для сбора онлайн-пожертвований все основные показатели платформ выросли в десятки раз, отмечают в CAF. С 2013 года на платформах было собрано более 800 миллионов рублей, а объем пожертвований вырос в 15 раз и за 2017 год составил более 350 миллионов рублей.

Число частных доноров на платформах выросло за последние годы в 30 раз: с 13,3 тысячи человек в 2013 году до более чем 411 тысяч человек в 2017 году. Выросла и доля жертвующих онлайн: с 9% (2014 год) до 34% (2017 год).

Примечательно, что регулярные ежемесячные платежи стали оформлять все больше жертвователей: за последние три года число таких платежей достигло 188,7 миллиона штук.

Согласно исследованию, сегодня наибольший объем пожертвований собирает информационный портал «Такие дела». Как отмечают авторы доклада, это происходит благодаря формату «популярного СМИ о благотворительности». В четверку лидеров входят также «Добро Mail.ru», Planeta.ru, «Благо.ру».

«Наша цель — собирать не деньги, а людей»

Директор благотворительного фонда «Нужна помощь» Анна Семенова рассказала, что платформа «Пользуясь случаем» выполняет важную функцию — снимает барьер недоверия к благотворительным организациям.

«Я сейчас странную вещь скажу, но фандрайзинговая платформа “Пользуясь случаем” создана не для того, чтобы собирать деньги. Она призвана собирать людей. Нам важны не суммы, а количество событий, созданных обычными людьми. <…> Потому что здесь вам не нужно доверять какому-то фонду, вы доверяете своему другу», — отметила Анна Семенова.

«Пользуясь случаем» — это бесконечная возможность для создания разных форматов, подчеркивает Семенова. Например, в 2018 году к 8 Марта волонтеры фонда «Нужна помощь» запустили акцию «Женское дело». «Вместо цветов, цены на которые вырастают в 10 раз, и дурацких подарков можно было попросить перевести деньги в один из пяти фондов, которые помогают женщинам, оказавшимся в тяжелой ситуации», — рассказала Семенова.

Руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина отметила, что для них «критически важно» продвижение темы помощи тяжелобольным взрослым людям. Благодаря усилиям проекта и помощи фондов-партнеров объем средств, перечисленных на поддержку взрослым, вырос на 25% за 2017 год, а количество пользователей, помогающих таким проектам, — вдвое.

Сооснователь платформы «Сделай!» Иван Старостин подчеркнул, что самые успешные сборы — это «не всегда огромные суммы», а их главная цель — социальная миссия по ликвидации недоверия к благотворительности у общества в целом.

«Для нас <..> успешен сбор, когда его автор проявляет большую активность — в своих соцсетях, своем комьюнити, когда его при этом и поддерживает информационно фонд, в поддержку которого идет сбор, — и вот тогда эффект может быть сногсшибательным. Суммы собираются быстро, а еще — больше людей узнает о подобном способе участия в благотворительности, и перед ними тоже открываются возможности массового фандрайзинга», — уверен Старостин.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: