Такие дела

«Хороший» детский дом против плохих родителей: эксперты о массовом изъятии детей в Чувашии

В Чувашии во время массовых проверок в новогодние каникулы из неблагополучных семей изъяли 40 детей. Всех их отправили в больницы. Глава республики Михаил Игнатьев заявил, что такой метод является наиболее правильным, так как «дети, по крайней мере, будут накормлены, рады и счастливы, когда родители не могут даже протрезветь». 

«Такие дела» попросили экспертов прокомментировать высказывание Игнатьева и объяснить, где ребенку все-таки лучше — с неблагополучными, но родными родителями или под присмотром специалистов.

Светлана Строганова

руководитель клуба «Азбука приемных родителей» фонда «Арифметика добра»

Это очень тревожное происшествие, которое может стать спусковым механизмом для других регионов. По каким критериям отбирали семьи для проверки? Родители выпивали? Так у нас вся страна в праздники пьет. Помещение детей в больницу ведь не показатель того, что они были больны, а обычная практика перед пересылкой по этапу: больница — социальный центр  или приют — детский дом.

И главный вопрос: насколько хорошо понимают те, кто принимал решение об изъятии, насколько это травматично для ребенка — когда тебя незнакомые люди хватают и молча увозят в непонятное место. Не работают же с каждым ребенком в больницах Чувашии постоянные психологи-воспитатели. Скорее всего, это обычные санитарки, которые три-четыре раза в день кормят детей и меняют им памперсы. Представьте, какой дикий ужас и стресс испытывают малыши при разлучении со своими, пусть даже не самыми благополучными, но все равно самыми близкими людьми? Пусть даже их регулярно кормят, но для счастья этого явно недостаточно.

В России нет четко отработанных механизмов действий в таких случаях. Поэтому и получаются такие массовые набеги на семьи. В итоге страдают дети.

Варвара Пензова

директор благотворительного фонда «Дети наши»

Заявление главы Чувашии совершенно некорректно, но, к сожалению, отражает сложившееся представление в обществе о том, что хороший детский дом лучше, чем плохие родители. Но детям недостаточно еды, вещей и крыши над головой для того, чтобы нормально развиваться. Российская система по защите детства никаким образом не учитывает эмоциональную привязанность ребенка [к семье] и не отличает реальную угрозу жизни и здоровью от ситуации, когда родители выпившие, но заботятся о ребенке.

Отсутствует критерий оценки неблагополучия семьи. Все происходит на глазок и зависит от установок конкретных людей, которые решают изъять ребенка, а также от задач, которые перед ними ставили, отправляя в рейд. «Палочная система» у нас не только в полиции — все гонятся за показателями, что регулярно приводит к перекосам и сказывается на судьбах людей. Возможно, это происходит потому, что в детских учреждениях подушевое финансирование.

Антон Рубин

директор самарской общественной организации «Домик детства»

Нет универсального решения, как поступать в подобных ситуациях. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. По умолчанию ребенку лучше жить в семье. Если это разовый инцидент, когда родители сильно выпили и оставили маленького ребенка одного, то лучше обойтись воспитательными методами, беседами с психологом. Если ребенок подвергается опасности регулярно, а с семьей ранее велась длительная профилактическая работа, которая не улучшила ситуацию, то я за то, чтобы его изъять, хотя бы временно, пока родители не придут в адекватное состояние.

Елена Альшанская

президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

К сожалению, новогодние праздники — это традиционный период алкоголизма в нашей стране. Но даже если ребенок действительно находился с родителями, которые были настолько выпившие, что появился риск для жизни и здоровья, нужно принимать другие решения, а не отправлять ребенка в больницу. В больнице ребенок вряд ли будет «рад и счастлив». Там нет нормальных условий, нет никакого ухода, а самое главное — там нет близких людей. По-хорошему, нужно было оперативно искать родственников ребенка, чтобы он пожил с ними, но у нас, к сожалению, это обычно не выполняется.

Exit mobile version