В России только треть школьников никогда не сталкивалась с травлей со стороны сверстников. Остальные так или иначе становятся жертвами или свидетелями буллинга. Такие результаты исследования представил Институт образования НИУ ВШЭ.
В исследовании говорится, что только 33% опрошенных ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе. Инициаторами буллинга никогда не выступал 41% респондентов. 35% школьников сказали, что ни разу не были свидетелями того, как кто-то подвергается травле.
Чаще всего с буллингом дети сталкиваются один-два раза в месяц. В основном это психологическое насилие — угрозы, обзывательства, насмешки, в том числе над внешним видом. В кибербуллинге — травле в интернете — участвовала половина учеников.
При этом мальчики часто выступают жертвами и инициаторами драк, а девочки становятся свидетелями социальной агрессии.
В ходе исследования был составлен портрет школьника, который с большей вероятностью может стать объектом травли. Как правило, это ребенок из малообеспеченной семьи, у него работает только мать, у обоих родителей нет высшего образования.
Дети, которые становятся объектом нападок и издевательств, показывают более низкую успеваемость по математике и русскому языку. Приходя в школу, такой ребенок не чувствует себя в безопасности и не ждет помощи от учителей в решении своих проблем. Те, кто инициирует травлю, так называемые булли, наоборот, чувствуют себя в школе более уверенно.
Как рассказала «Ъ» кандидат психологических наук доцент кафедры психологии образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета Ольга Калиниченко, учителя склонны занижать количество предполагаемых жертв буллинга. Судя по ответам педагогов и детей, открыто проявляющих агрессию, реальное число школьников, которые подвергались издевательствам, в пять раз больше, чем кажется учителям.
По данным ЮНЕСКО, 32% детей в мире по меньшей мере один раз в месяц сталкиваются с угрозами в школе. Примерно столько же пострадали от побоев. Основная группа риска — это дети, которые так или иначе отличаются от сверстников. Школьники, участвовавшие в опросе, рассказали, что наиболее распространенными поводами для преследований являются внешность, расовые различия, национальность и цвет кожи.