Министерство здравоохранения предложило штрафовать больницы и врачей, которые оказывают помощь пациентам вне утвержденных государством стандартов. Проект закона, который вводит административное наказание за «неисполнение обязанностей в сфере охраны здоровья», находится на общественном обсуждении.
«Такие дела» попросили экспертов — врачей и правозащитников в медицинской сфере — рассказать, к чему может привести инициатива Минздрава и способна ли она решить проблему с качественной помощью пациентам.
Алексей Парамонов
Гастроэнтеролог, терапевт клиники «Рассвет», автор книги «Кишечник с комфортом, желудок без проблем»
Качество клинических рекомендаций разное. В среднем, если их выполнять, то уровень медицинской практики станет выше среднего уровня, который есть сейчас. Но по некоторым направлениям рекомендации очень низкого качества. Например, есть клинические рекомендации по острым респираторным вирусным инфекциям, которые полностью соответствуют европейским. Но зато рекомендации по гриппу включают в себя всю архаику 1960-х годов. Сейчас 80% врачей лечат не лучше, чем сказано в этих архаичных рекомендациях.
Они еще со времен СССР знают, как улыбаться государству, но при этом делать свое дело правильно. Например, они возьмут за основу качественные рекомендации по ОРВИ, слукавят и не поставят диагноз «грипп». Это один из методов уйти от глупости. Другой способ — проведение врачебной комиссии, которая позволяет отступать от клинических рекомендаций.
Но сама идея того, что стандарты должны утверждаться Минздравом и за их нарушение положено административное наказание, глубоко порочна. Мы опять изобретаем велосипед, в то время как достаточно скопировать лучшие практики стран, которые лидируют в рейтинге ВОЗ по качеству медицинской помощи.
Федор Катасонов
Педиатр Центра врожденной патологии GMS ClinicGMS
Я не помню инициативу законодателей за последние годы, которую я был бы готов поддерживать. В этой также наблюдается очевидный вред: до приведения отечественных стандартов к современному состоянию медицинской науки форсирование их исполнения губительно.
Мне кажется, что пока наши управляющие медициной органы показывают свою тотальную импотенцию (например, эпидемиологической статистики у нас нет как класса), было бы полезно безусловно принимать разрешения и ограничения одной из организаций, которые давно зарекомендовали себя в мире. Например, американской FDA. Ни одной такой организации без греха не существует, но есть такие, которые на годы и десятилетия опережают наши госорганы.
Сергей Бутрий
Педиатр клиники «Рассвет»
Разумеется, я отрицательно оцениваю предложение Минздрава. Это ровным счетом ничего не изменит к лучшему — очередной способ наказывать медицинских работников, не более. Сперва следовало бы привести российские стандарты к общемировым, но нынешние стандарты настолько далеки от этого, что я не представляю, сколько времени и сил на это потребуется.
Мне нравится опыт Украины — они выпустили указ, в котором приравняли европейские гайдлайны к действующим украинским медицинским стандартам, то есть придали им легальный статус на Украине. Врач может читать гайд, утвержденный в Англии, лечить по нему на Украине, а если что-то пойдет не так и возникнет судебная тяжба, то, объясняя тактику своих действий, будет правомерно ссылаться на британский гайд так же, как и на украинский. Думаю, это самый реальный путь. Украинские коллеги говорят, что это не панацея, но все же огромный шаг вперед.
Семен Гальперин
Президент Лиги защиты врачей
Начинать надо было с оценки качества наших стандартов и того, кто эти стандарты устанавливает. Наши стандарты — это бюрократический документ, написанный специалистами Минздрава, а не медицинским сообществом. Самое неприятное сегодня то, что в российские стандарты попадает масса препаратов неэффективных, давно исключенных в мировом медицинском сообществе из практики. Российский фармацевтический рынок стал мировой помойкой, куда свозятся препараты, которые не назначают в цивилизованных странах, в частности, группы нейропротекторов и ноотропов.
Здесь проявляются лоббистские интересы со стороны фармацевтических компаний или, скорее всего, аптек. Это компании, которые привозят в Россию устаревшие медикаментозные средства, исключенные из рынков сбыта в развитых странах. Чтобы их продать, договариваются с чиновниками, в том числе с чиновниками Минздрава, чтобы они были включены в медицинские стандарты. В итоге страдают пациенты, которые лечатся бесполезными препаратами. Это очень тревожный сигнал. Пока у нас клинические рекомендации и стандарты лечения не будут соответствовать мировой практике и пока их разрабатывают чиновники, а не врачи, ни о какой поддержке подобных инициатив со стороны медицинского сообщества говорить нельзя.
Александр Саверский
Президент Лиги защитников пациентов
Проблем в отрасли полно. Количество дефектов при оказании медицинской помощи исчисляется миллионами. По данным страховых компаний, в структуре помощи дефекты занимают 10%. Соответственно, такое количество дел нельзя отрегулировать уголовным правом. За все нарушения, которые существуют в системе здравоохранения, врачей нельзя сажать в тюрьму. Это создаст напряженность в обществе.
Сейчас не возникает неотвратимости наказания [для врачей], а пациенты, заинтересованные в признании вины [медиков], годами ходят по судам и ничего не могут добиться. Поэтому нужен механизм административного признания вины. Эта [административная] ответственность должна заменить уголовную в части деяний, совершенных по неосторожности, — это то, за что сейчас сажают врачей. Деяния, совершенные умышленно, останутся, но их сейчас в общей системе очень мало. Таким образом основная часть нарушений, за которые врачи привлекаются к уголовной ответственности, должна уйти в КоАП.
В КоАП попадут даже такие последствия оказания медицинской помощи, как потеря мизинца, что является причинением легкого вреда здоровью и не попадает под уголовное законодательство. За такие вещи [сейчас] вообще нет никакой ответственности. Теперь же будет штраф для врача и со временем запрет заниматься медицинской деятельностью.
Этим вопросом должен заниматься Росздравнадзор, но дело в том, что это уже делают страховые компании. Это неправильно, поэтому нужно определиться, кто будет заниматься контролем качества медицинских услуг — страховщики или Росздравнадзор. Я за последний, так как это не частная организация и действует не в своих интересах.