Власти хотят депортировать афганца-сироту Мохаммада Насера. Он прожил в России 35 лет

Помогаем: Гражданское содействие

Из России хотят депортировать 45-летнего Мохаммада Насера. Он родился в Афганистане, но в СССР и России жил с 1984 года, получил тут образование и обзавелся семьей, в том числе двумя детьми. Теперь мужчина судится с миграционными службами, отказывающимися рассмотреть по существу его обращение за убежищем. Но они даже не являются на судебные заседания. Подробности — в материале «Таких дел».

Мохаммад Насер (в центре) с семьей и правозащитниками
Фото: Дмитрий Сидоров/«Такие дела»

Контекст

Мохаммад Насер родился в Афганистане, он сирота. Когда ему было 10 лет, он оказался в СССР. Его, как и тысячи других его земляков, привезли по программе переселения афганских детей-сирот. Они жили и воспитывались в советских школах-интернатах, получали образование в техникумах  из них намеревались сделать элиту будущего коммунистического Афганистана. Но в 1991 году распался СССР, а в 1992 году исламистские группы свергли просоветское правительство Мохаммада Наджибуллы в Кабуле.

Сейчас Насеру 45 лет, он получил в России два образования, состоит в официально зарегистрированном браке с россиянкой Светланой и имеет двоих детей, Рому и Веру, но не может получить здесь никакого легального статуса. В представляющей Насера организации «Гражданское содействие» уточняют, что он не нелегал, а именно человек неопределенного статуса. Он мог бы обратиться за разрешением на временное проживания как супруг гражданки РФ, но мешает, опять же, отсутствие легального статуса.

Читайте также Двух государств сирота

В качестве варианта быстрого получения легального статуса миграционные службы предлагают Насеру выехать из страны и въехать по визе. Но при этом они игнорируют тот факт, что Насеру крайне опасно даже на несколько дней возвращаться в родную страну. Афганистане продолжается гражданская война между ультрарадикальными «Талибаном» и «Исламским государством» (обе организации запрещены в РФ) и официальным светским правительством в Кабуле, на территории которого, впрочем, также действует шариат.

Отступление от ислама в этой системе может грозить смертной казнью, а Насер был воспитан в атеистической среде позднего СССР и по-прежнему придерживается этих взглядов. Известны случаи, когда дети из того же потока, возвращавшиеся в Афганистан, были казнены или пропали без вести, отмечают в «Гражданском содействии».

Власти России в лице миграционных органов раз за разом говорят Насеру и правозащитникам, что убежище — не альтернатива легализации описанным «трудным» способом.

«Будь он германцем, обратившимся за убежищем и сказавшим, что ему лень ехать в Германию, ему бы тоже сказали: извини, временное убежище тут ни при чем. Но Мохаммад действительно беженец», — говорит председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина. К тому же, дополняет координатор коммуникационных проектов организации Дарья Манина, велик риск того, что при выезде из России миграционные органы наложат запрет на въезд на пять лет — из-за созданных ими же прошлых трудностей в легализации.

Ганнушкина в ситуации с Насером видит проявление общей российской политики по отношению к беженцам, которая, по ее мнению, становится все более жесткой. Сейчас соответствующий статус в России имеют всего 572 человека. И хотя он пожизненный, его нужно продлевать раз в год. Этого статуса Насер лишился в 2013 году, через три года после получения, якобы за предоставление ложных сведений при перерегистрации. По факту же это произошло по воле работника миграционных органов Данияра Ахметова, который, по словам Ганнушкиной, обладал неприязнью ко всем беженцам как к явлению.

Единственный утверждающий «процедурный» статус документ на руках Насера, рассказывает он, — это повестка в суд. Ее достаточно при проверке документов полицией, но недостаточно, например, для поездки на поезде или самолете в другой регион. Насер заперт не только в неопределенном юридическом положении, но и в Москве, констатирует его жена Светлана.

Суд

Через суд Насер пытается обжаловать отказ Главного миграционного управления МВД России в рассмотрении его прошения об убежище по существу. Имеющийся сейчас статус не позволяет ему подать документы на разрешение на временное пребывание, так как он слишком короткий, — на это нужно шесть месяцев, в то время как отказы приходят каждые три месяца.

В ходе заседания в Басманном суде 13 марта юрист «Гражданского содействия» Роза Магомедова представила суду ответ на запрос в управление Верховного комиссариата ООН с тремя вопросами: соответствует ли международному праву отказ в убежище без рассмотрения заявления по существу, нуждаются ли в предоставлении убежища сироты, есть ли риск для жизни Мохаммада Насера при возвращении в Афганистан (на все три вопроса в ООН дали положительный ответ, письмо организации есть в распоряжении редакции. — Прим. ТД). Также к рассмотрению было приобщено заключение руководителя сектора Афганистана Института востоковедения МГИМО Рамазана Даурова — в нем он объясняет, почему высылка Мохаммада недопустима, учитывая контекст его воспитания в СССР и место религии в обществе современного Афганистана.

Читайте также Уйдем на север

Магомедова представила также справку из посольства Афганистана о том, что Мохаммад Насер прибыл в СССР в соответствии с межправительственным соглашением об обучении афганских детей-сирот в школах, о его обучении в школе в Ташкенте и в Донецком медицинском училище и о том, что вернуться на родину он не смог из-за гражданской войны и утраты связи с родственниками. Помимо этого — свидетельства о рождении детей Насера и свидетельство о его браке с россиянкой.

Однако ответчики — представители ГУВМ МВД России по миграционным вопросам — на суд не явились, уже второй раз. «Нам отказали в процедуре. Наше обращение не рассмотрели по пунктам. В данном случае решается судьба данного гражданина, и я считаю, что они должны тут участвовать», — заявила Магомедова. Судья Наталья Калинина отложила рассмотрение дела до апреля для «обеспечения полной явки» сторон.

«Такие дела» направили в пресс-службу МВД запрос о причинах неявки представителей миграционного управления, а также о причинах отказа в предоставлении Насеру убежища. На момент публикации ответ получен не был.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Спасибо, что дочитали до конца!

Помогите организации «Гражданское содействие»

Поддержать
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: