В Москве из общежития Минобороны на Большой Пироговской улице выселяют Ольгу Кожевникову — женщину с инвалидностью по зрению, бывшую жену военного, а также ее 85-летнюю мать Елену Сережкину с онкологическим заболеванием. Историю женщин опубликовало «Радио Свобода».
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России объявило здание общежития аварийным и 1 февраля запустило процесс выселения без предоставления альтернативных вариантов.
Хамовнический суд столицы принял решение о выселении Кожевниковой еще летом 2018 года, но сама женщина заявляет, что не получала извещения о заседании, а из-за того, что у нее катаракта, она не могла самостоятельно прочитать это решение на сайте суда. В конце марта судебные приставы вручили Кожевниковой постановление о принудительном выселении.
Как говорится в документах, Кожевникова проживает в комнате «без каких-либо правоустанавливающих документов, договор найма жилого помещения с ней не заключался». На учете как нуждающаяся в жилье по линии Минобороны она также никогда не состояла, трудовых отношений с ведомством не имеет, поэтому у нее нет прав на комнату. При этом, по словам ряда жильцов, служебные помещения в общежитии постоянно сдавались посторонним людям, объявления были размещены в интернете.
«Там все так состряпано, нужен немедленный встречный иск, — рассказала Кожевникова. — Я ничего не знала: зрения нет, никто мне ничего не сказал, а сама я прочитать не могу. Набрать чей-то номер телефона — это тоже большая проблема. Самые важные номера у меня на горячих клавишах. Я только чувствовала, что обстановка в общежитии меняется, слышала разговоры людей. Однажды мне позвонила соседка по корпусу и рассказала, что всех выселяют».
Кожевникова проживает в общежитии с 1990 года, когда ее муж поступил в Военно-политическую академию имени Ленина. По неизвестным причинам комнату как учащемуся ему не дали, поэтому женщина устроилась в общежитие уборщицей, чтобы получить жилье для семьи. Прежнюю, перспективную работу ей пришлось оставить из-за постоянных разъездов мужа. В 1994 году у супругов родился сын с диабетом, а через два года муж заявил, что «больной ребенок не для него», и ушел из семьи.
Поначалу Кожевникова ухаживала за ребенком одна, а в 2000 году к ней из Беларуси на помощь приехала мать, Елена Сережкина, также бывшая жена военного; он погиб в Средней Азии.
В Москве у Сережкиной диагностировали онкологическое заболевание, она перенесла две операции, в том числе по удалению желчного пузыря. Сережкина практически не ходит, из-за этого она не может получать свою пенсию, которую ей начисляют в Беларуси, — чиновники заявляют, что необходимо личное присутствие получателя или законного представителя.
По словам Кожевниковой, в 2017 году военный университет предлагал им с матерью квартиру, которая находилась в отдаленном районе, без метро и больниц, а само жилье нуждалось в капитальном ремонте.
«Нам предложили подождать других вариантов. После этого все пропали, никаких звонков больше не было. Мы имеем право на квартиру, а в суде они просто перевернули все документы, чтобы нас выселить», — уверена Кожевникова.
Она также рассказала, что ее сын с ней не общается, лишь навещает раз в 10 дней, приносит базовый набор продуктов. Он перестал оплачивать коммунальные счета матери, долг составляет 73 тысячи рублей. Поскольку общежитие почти опустело и в нем часто появляются мародеры, женщины из соображений безопасности забаррикадировали вход шкафами и открывают только на знакомый голос.
Ранее сообщалось, что в Москве из военного общежития на Большой Пироговской улице принудительно выселяют несколько десятков семей. Председатель СПЧ Михаил Федотов сказал, что совет будет искать компромисс между Минобороны и жильцами, потому что «с одной стороны, есть судебное решение, а с другой — семьи с детьми».