Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) впервые принял к рассмотрению дело о родительских правах трансгендерного человека. Жалобу подала трансгендерная женщина из России, которой бывшая жена запретила видеться с детьми.
Как рассказала «Ъ» юрист Проекта правовой помощи трансгендерным людям Татьяна Глушкова, заявительница А. М. родилась в 1972 году мужчиной. В 2008 году А. М., чей пол был зарегистрирован как мужской, женилась на россиянке Н. В 2009 году у них родился сын, в 2012-м — дочь. В 2015 году пара развелась, после чего А. М. совершила трансгендерный переход и по документам стала женщиной.
В 2017 году Н. обратилась в суд с требованием ограничить родительские права А. М. и запретить ей видеться с детьми. Н. настаивала на том, что информация о трансгендерном переходе отца навредит психическому здоровью детей и может стать поводом для травли в школе. Также Н. сослалась на закон о запрете гей-пропаганды.
В 2017 году Люблинский районный суд Москвы назначил судебно-психиатрическую, сексологическую и психологическую экспертизу А. М. и обоих детей. Исследование проводили специалисты института Сербского.
В документе, который поступил в суд в марте 2018 года, эксперты заявили, что не знакомы с российскими научными исследованиями о воспитании детей в семьях, где один из родителей совершил трансгендерный переход. При этом они ставят под сомнение зарубежные исследования о том, что такая ситуация не вредит детям. Был сделан вывод, что раскрытие информации о трансгендерном переходе А. М. негативно повлияет на ее детей.
Люблинский суд вынес решение об ограничении родительских прав, отметив, что «по мере взросления детей и изменения уровня их психического развития» вопрос об общении с А. М. может быть пересмотрен. А. М. подала апелляцию в Мосгорсуд, где получила отказ. Такое же решение вынес и Верховный суд.
По словам Татьяны Глушковой, решение российского суда основывалось на экспертизе, проведенной «откровенно тенденциозно». Она отметила, что недопустимо ограничивать человека в общении с детьми из-за гендерной идентичности, так как это не только является дискриминацией, но и вредит самим детям.
А. М. обратилась с жалобой в ЕСПЧ. Поскольку суд ранее не рассматривал подобные дела, его решение станет прецедентом для всех европейских стран.