16 февраля, 11:10. Заголовок и текст новости был изменен — ранее там говорилось, что суд встал на сторону психиатра. Это не так. Редакция приносит извинения Елене Ждановой.
Ленинский районный суд Самары отказал психиатру, который требовал принудительного психиатрического освидетельствования по делу жительницы города Елене Ждановой. Об этом «Таким делам» сообщила сама Жданова. Психиатр настаивала на экспертизе после того, как Елена Жданова пожаловалась в Минздрав на недостаточную медицинскую помощь в поликлинике.
В минздраве Самарской области «Таким делам» в ответ на запрос от 10 января подтвердили, что обращение Ждановой неоднократно рассматривалось в министерстве. В ответе говорится, что женщине отвечали «по существу изложенного и в установленные законом сроки». Отвечать более подробно в ведомстве отказались, ссылаясь на врачебную тайну.
По общему правилу, пояснили в ведомстве, психиатрическое освидетельствование проводится по просьбе или с согласия человека, за исключением случаев, когда он совершает действия, «дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства». Речь идет об опасности, которую пациент представляет для себя и других, о его беспомощности или ухудшении психического состояния без своевременной медицинской помощи.
«В соответствии с частью 2 статьи 20 закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан”, установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров», — говорится в ответе министерства.
Заявление о принудительном психиатрическом освидетельствовании Елены Ждановой в апреле 2019 года в суд подала участковый врач-психиатр Татьяна Разина. В заключении психиатра (есть в распоряжении ТД) написано, что заявление об освидетельствовании женщины в диспансер подал главный врач поликлиники №3 Александр Максимов. Он обращался по этому поводу в июне 2018 года, но получил отказ (об этом упоминается в других материалах дела, в том числе — в уведомлении о вручении письма, прим. ТД).
После того он обращался с аналогичной жалобой в октябре 2018 года (есть в распоряжении ТД). Исковое заявление психиатра было составлено только спустя пять месяцев в конце марта 2019. Как подчеркнула ТД сама Елена Жданова, главврач подавал заявление без каких-либо новых документов о ее состоянии. «Одно то, что иск был направлен в суд через такой длительный период свидетельствует о том, что психиатр знал, что составил иск на здорового человека», — сказала она.
Максимов указывал, что, несмотря на претензии к врачам по поводу обследования и лечения, Жданова не принимает медицинскую помощь, игнорирует назначаемое обследование, но продолжает писать жалобы. В документе утверждается, что Александр Максимов предлагал женщине получить консультацию психиатра, от которой она отказалась.
Елена Жданова рассказала, что ей диагностировали остеопороз после перелома хирургической шейки левого плеча в 2012 году. Она обращалась в поликлинику №3, чтобы получить часть услуг по полису ОМС. По ее словам, ей назначили недостаточный объем обследований, она жаловалась главврачу поликлиники и в региональный минздрав. После очередной записи на прием к министру женщина узнала, что психиатр подал иск, чтобы принудить ее пройти освидетельствование.
4 апреля 2019 года Ленинский районный суд удовлетворил иск психиатра. Жданова подала апелляцию и в середине мая 2019 года в Москве прошла добровольное психиатрическое освидетельствование. Самарский областной суд 21 мая 2019 года оставил решение о недобровольном освидетельствовании в силе. Елена Жданова обратилась в Шестой кассационный суд, который отменил решение о принудительном освидетельствовании.