Такие дела

Бездомные не могут самоизолироваться. Что происходит с людьми, живущими на улице?

Пока в России не известно ни об одном случае заражения вирусом Covid-19 бездомного человека. Но в период пандемии именно эти люди — самая уязвимая группа, считают эксперты. Только в Москве, по разным оценкам, от 15 до 80 тысяч бездомных. Но общественные организации, помогающие таким людям по всей стране, вынуждены свернуть часть проектов из-за коронавируса.

Бездомный в защитной маске во время пандемии коронавируса COVID-19
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Нет дома – нет изоляции

«Опыт наших коллег за рубежом, которые ведут статистику по работе с бездомными, говорит о том, что в любую эпидемию смертность среди бездомных очень высокая. У бездомного человека нет возможности самоизолироваться. А в России бездомного даже с высокой температурой не всегда есть возможность госпитализировать по скорой», — говорит директор благотворительного центра «Дом друзей» Лана Журкина.

Именно невозможность самоизоляции собеседники «Таких дел» называют главной проблемой. Среди бездомных много людей с хроническими заболеваниями и людей пожилого возраста.

Они первыми попадут под удар, если ситуация с распространением вируса в стране ухудшится

Несколько некоммерческих организаций, помогающих бездомным людям в столице, направили письма в департаменты здравоохранения и социальной защиты Москвы с просьбой развернуть дополнительные временные отапливаемые пункты обогрева, где бездомные люди могли бы находиться на допустимом друг от друга расстоянии на время пандемии, и разработать алгоритмы работы с бездомными в период пандемии. Они просят разъяснить, будет ли скорая помощь забирать людей без документов и отвозить в инфекционный центр, к примеру, если у них высокая температура и кашель.

«К бездомным и так отношение не очень. А насколько оно будет негативным в эпидемию? К ним ведь могут относиться как к разносчикам вируса. Чтобы этого избежать, надо дать возможность бездомным изолироваться», — убеждена Лана Журкина. Она говорит, что пока все жалобы и болезни их подопечных «в рамках сезонности». Но даже когда они предлагают подопечным вызвать скорую и поехать в больницу, все отказываются, зная по опыту, что их довезут до приемного отделения, а оттуда опять выставят на улицу.

Бездомные, согласна Дарья Байбакова, директор московского филиала «Ночлежки», действительно отличаются от остальных групп риска тем, что им некуда самоизолироваться. В Москве с этим вообще все сложно. Тут есть государственные приюты длительного пребывания, которые доступны только для людей с последним местом регистрации в столице. Таких людей, по оценкам Центров социальной адаптации (ЦСА), всего 14% от всех бездомных Москвы. Для остальных есть ночлег в ЦСА «Люблино», открытый с восьми вечера до восьми утра. В нем можно не замерзнуть холодной ночью, но провести там время самоизолировавшись возможности нет.

«В такой ситуации город должен отойти от своих правил принимать в приюты только москвичей и открыть двери для всех, кто сейчас на улице, и помочь им изолироваться, — убеждена руководитель благотворительной программы «Справедливая помощь Доктора Лизы» Елена Никульникова. Она говорит, что после объявления пандемии бездомных стали выгонять из вокзалов и торговых центров.

Решением, полагают эксперты ТД, могли бы быть пункты обогрева или временные палатки в разных округах города. Они стали бы первичным звеном приема горожан, где можно оценить их состояние и понять, какая помощь нужна. Тревожит Журкину и этический выбор, перед которым могут оказаться врачи: кого спасать в тяжелом состоянии — бездомного или «домашнего». «Выберут и будут лечить “домашнего”», — считает она.

Бездомные в курсе

Собеседники ТД говорят, что сами бездомные люди, с которыми они работают, знают об эпидемии, следят за новостями и очень обеспокоены. Стали серьезнее относиться к средствам дезинфекции, которые им традиционно и раньше раздавали в центрах помощи. «Мы выдаем маски, обрабатываем руки, объясняем бездомным, что они в группе риска и как поберечься. Относятся все по-разному: кто-то смеется, а кто-то очень озабочен своим здоровьем», — говорит Никульникова. С 23 марта «Справедливая помощь» проводит «Дни здоровья» — водит группы бездомных на санобработку и флюорографию.

«Ночлежка» выложила на сайт листовку о вирусе и профилактике, обращенную именно к бездомным людям, которую любой может распечатать и оставить в местах, где бывают бездомные.

«Плохо, что у нас нет возможности делать тесты на коронавирус хотя бы на коммерческой основе. Я бы подстраховалась и сделала тест всем нашим сотрудникам и некоторым подопечным, которые вызывают у меня беспокойство», — сетует Лана Журкина.

Дефицит и сокращения

«Мы делаем все, чтобы не прекращать работу. Но многое пришлось переформатировать», — рассказывает Наталья Маркова, координатор помощи бездомным АНО «Друзья общины святого Эгидия». У«Друзей…», кроме дневного центра помощи и социальной поддержки, есть и уличная раздача еды, работу которой пришлось менять. Обычное питание заменили на индивидуальные пакеты еды, чтобы люди не толпились возле волонтеров. Раньше волонтеры никогда не надевали маски и перчатки, поскольку позиционировали себя в работе с бездомными как «друзья, а не как соцработники». От этого пришлось отказаться. С 24 марта вместе с пакетом еды бездомный получит флакончик антисептика и листовку. Кто-то, по словам Натальи Марковой, до сих пор не верит в серьезность эпидемии и не воспринимает опасность всерьез. В дневном центре ограничили количество людей, а угощения и чай убрали из общего доступа, теперь их выдает волонтер в маске и перчатках.

 

Читайте также Сорвались операции, подорожали лекарства, а нуждающихся в помощи стало еще больше. Как выживают НКО при пандемии и падении рубля

В Петербурге «Ночлежка» приостановила работу консультационной службы, душевой, зала ожидания и культурной прачечной. Решение не было простым. Но в «Ночлежке» посчитали, что сейчас важно ограничить число мест массового скопления людей и без этих проектов в краткосрочном периоде можно обойтись. Все приюты, пункты обогрева и ночной автобус продолжают работать. «У нас всегда и везде висели дезары (дезинфекторы воздуха) и антисептики. Сейчас мы еще увеличили их количество. Во всех приютах стали чаще проводить проветривания и уборку с использованием антисептиков», — рассказывает Дарья Байбакова.

В дневном центре фонда «Справедливой помощи Доктора Лизы» отменили все мероприятия. Сейчас в центр можно прийти только для того, чтобы постирать вещи. «Справедливая помощь» продолжает по средам на вокзалах кормить бездомных и раздавать средства гигиены. Но теперь волонтеры работают не только в масках и перчатках, но и в одноразовых костюмах.

Все эксперты отмечают, что у них повысились расходы. У кого-то запасов дезинфицирующих средств и масок с перчатками еще хватает, кому-то приходится судорожно на волне дефицита и резкого роста цен искать каналы закупки.

«У нас есть запас “дезы”, и мы ее раздаем бездомным. Но мы не были готовы к тому, что потребуются респираторы и комплекты одноразовой одежды. У нас всегда был минимальный расход на нас самих, а сейчас он увеличился кратно», — отмечает Лана Журкина.

В кризисные времена количество бездомных только увеличивается, прогнозируют в «Ночлежке». В сложной экономической ситуации люди теряют работу, возможность снимать жилье и оказываются на улице. Экономический кризис вызовет и снижение количества и средней суммы пожертвований благотворительным организациям.

А что за МКАДом?

На 24 марта больше половины из 495 случаев заражения коронавирусом в России приходится на Москву (290) и Московскую область (35). Но и в российских регионах организации, помогающие бездомным, заранее готовятся к возможным вспышкам коронавируса и продумывают меры профилактики для своих сотрудников и подопечных. Общая беда — дефицит антисептиков и защитных средств, которые с началом эпидемии исчезли из свободного доступа по всей стране.

«Мы всегда снабжали наших подопечных антисептиками и жаропонижающими. Но они первыми исчезли с прилавков. Поэтому мы переходим к спиртовым растворам», — рассказывает Полина Глинская, замруководителя калининградской региональной общественной организации «Центр развития местного сообщества “Сила людей”».

В Калининградской области на 23 марта было семь подтвержденных случаев заражения коронавирусом. Но пока в работе Центра «Сила людей», который ежедневно кормит бездомных горячим супом, ничего не меняется. В случае обострения ситуации в городе Центр вместо супа начнет выдавать бездомным пайки.

В основном подопечные Центра — мужчины в возрасте 40-50 лет. Здоровье многих из них ослаблено злоупотреблением алкоголя, хроническими заболеваниями, ночевками на улице, плохим питанием, и они первыми попадут под удар, если ситуация с эпидемией пойдет по худшему сценарию, полагает Глинская. «А то, что сейчас вся страна бросилась мыть руки и пользоваться антисептиками, для нас и так норма жизни», — отмечает эксперт.

Здоровье ослаблено злоупотреблением алкоголя, хроническими заболеваниями, ночевками на улице и плохим питанием

В Новосибирске на 23 марта подтверждено всего четыре случая заражения вирусом COVID-19, но местные некоммерческие организации заранее принимают меры. В «Доме милосердия» АНО Центра социальной помощи престарелым и инвалидам сейчас живут 90 человек. Большинство из них —люди пенсионного возраста. В приюте ввели карантин и временно не пускают гостей и партнеров. А проживающим без чрезвычайной надобности настоятельно не рекомендуют выходить на улицу, в магазин и другие общественные места. Для всех работников ввели обязательные маски и перчатки.

«Скорее всего прием [консультационного центра] мы ограничим до стабилизации ситуации. Будем отрабатывать те вопросы, по которым люди ранее обращались», — рассказывает Екатерина Печерина, юрист и фандрайзер АНО Центра социальной помощи престарелым и инвалидам.

В «Ночлежке» внимательно следят и за тем, как помогают бездомным в пандемию в других странах. В Великобритании, Калифорнии, городах Швейцарии и Франции, по словам Дарьи Байбаковой, действуют примерно по одному сценарию — срочно забирают людей с улицы. Быстро переоборудуют помещения, которые сейчас не используются, под проживание бездомных. Выкупают места в опустевших без туристов хостелах и мотелях, завозят раскладушки в городские спортивные залы и офисные центры. «В Великобритании, — добавляет Байбакова, — посчитали, что эти затраты в любом случае будут существенно ниже и эффективнее, чем расходы на лечение бездомных от коронавируса, которым они заразятся с большой долей вероятности, оставаясь на улице».

Столичные меры

Утром 24 марта департамент труда и занятости города Москвы, в который входят все ЦСА и работа с бездомными, выпустил заявление о том, как «Соцзащита усиливает меры поддержки бездомных во время борьбы с коронавирусом (текст есть в распоряжении редакции, — прим. ТД). Меры организации самоизоляции бездомных, о которых просили помогающие некоммерческие организации, там не предусмотрены. Департамент информирует, что город «не приостанавливает работу с бездомными, но усиливает ее и предпринимает новые профилактические меры».

В частности, в ЦСА и его филиалах организован ежедневный медосмотр и измерение температуры. А мобильные бригады «Социального патруля» будут спрашивать о самочувствии каждого, с кем вступают в контакт. В случае необходимости сотрудники вызовут скорую помощь, которая госпитализирует бездомного вне зависимости от наличия документов и полиса.

Exit mobile version