Гражданин Республики Молдовы Александр Строевич, который живет в России, четвертые сутки находится в аэропорту Шереметьево. Он прилетел в Москву из Италии, где был с женой и ребенком. Его не пускают в Россию, несмотря на разрешение на временное проживание и то, что он единственный кормилец в семье, где у ребенка есть инвалидность. «Такие дела» публикуют монолог Александра.
Александр Строевич
«У меня разрешение на временное проживание [в России], у жены и у ребенка — гражданство Российской Федерации. Мы были в Италии — у ребенка есть инвалидность, здесь нам ничем не могут помочь. Мы были у врача, купили лекарство и приехали обратно. Я покупал билет на молдавский паспорт, и “Аэрофлот” мне никаких предупреждений о запрете [на въезд] не делал.
21 марта мы прилетели в Шереметьево, должны были пройти пограничный контроль. Пограничник забрал наши паспорта. Жене и ребенку документы отдали и пропустили, а у меня — дополнительная проверка. Я не обратил внимание — с тех пор, как мне поставили печать (разрешение на временное проживание. — Прим. ТД), когда я прохожу российскую границу, меня всегда дополнительно проверяют. Только жена и ребенок прошли [границу], он мне сказал: “Ты не сможешь пройти, потому что есть закон и только граждане Российской Федерации и с видом на жительство могут пройти”. Я говорю: “В смысле? Я отец! Вы сейчас разделяете семью? У ребенка инвалидность, я единственный кормилец”. Мне сказали: “Нас не интересует. Либо уезжаешь обратно, откуда приехал, либо пусть “Аэрофлот” решает”.
23 марта правительство РФ опубликовало распоряжение № 685-р. По нему временное ограничение на въезд не распространяется на граждан государств — участников СНГ. Молдова входит в состав СНГ.
Правозащитная организация «Агора» обратилась к правительству РФ с просьбой разрешить въезд в страну иностранцам — членам семей россиян, которые оказались разлучены из-за пандемии коронавируса.
Через час меня пограничники передают сотруднику “Аэрофлота”, паспорт забрали, до сих пор не дали. Я спросил сотрудника, что мне делать. Он мне говорит: “Мы тебе предлагаем единственный вариант, чтобы ты за наш счет сел в самолет и полетел в Беларусь”. Я говорю: “В смысле Беларусь?! Зачем мне туда, я же гражданин Молдовы”. Говорит, что Молдова закрыта и у них нет другого варианта. Я сказал, чтобы меня отправили в Африку, Индию, там же граница тоже не закрыта, какая разница. Он посмеялся и говорит: “Что ты хочешь от меня?” Я сказал, что хочу разобраться. Говорит: “Не захочешь уехать, депортируем тебя на 10 лет”.
Четвертые сутки, как я живу в аэропорту. Я остался без одежды, все сумки и вещи у жены, ночью замерзаю, практически не сплю, холодно. Вчера вечером сотрудник “Аэрофлота” подошел и говорит: «Если хочешь кушать, вот у нас там есть [место]». А так я кушаю раз в день вечером, потому что тут цены заоблачные.
Вчера ко мне подошли пограничники, попросили паспорт. Я им объяснил, кто я, они поняли, спросили, когда уеду. А куда мне ехать? Мой дом тут. Я продал все в Молдове, купил здесь квартиру. Тут моя прописка, мне некуда ехать. Они говорят: “Ну не захочешь, мы тебе три раза штраф административный поставим, и депортируют тебя на пять лет, не увидишь семью”.
Я писал в посольство, они мне сказали, что ничего не могут сделать. Жена и теща писали и в правительство, и президенту, и в МИД, и в молдавское посольство. Никто ничем не помог. Сегодня показали на Первом канале такую же историю во Внукове и Домодедове. Там побольше людей, а я тут один остался».