Жительница Подмосковья осталась без пенсии из-за коронавируса
55-летняя жительница Московской области Алина Журко из-за мер против распространения коронавирусной инфекции не может добиться назначения даже минимальной пенсии. Она рассказала ТД, что у нее нет средств к существованию, а подать иск о назначении выплат она также не может — суды закрыты.
«Я начала собирать документы для оформления пенсии по возрасту в декабре 2019 года, — рассказывает Журко. — В конце января я передала все справки и выписки в пенсионный фонд (документы есть в распоряжении ТД). Там обещали перезвонить через месяц».
По словам Журко, по истечении этого срока никаких звонков не было, так что ей пришлось самой связаться с ПФР и выяснять, почему процесс назначения пенсии затягивается. Как рассказала женщина, там пояснили, что проблема в необходимости подтвердить часть ее трудового стажа.
«С 1984 до 1992 год я работала школьным учителем на Украине, потом там же была продавцом в магазине. В Москву приехала на заработки в 2004 году — надо было обеспечивать и поднимать двух дочерей. Осталась, оформила гражданство, с горем пополам приобрела однокомнатную квартиру. А теперь не могу добиться пенсии — украинская сторона до сих пор не подтвердила мой стаж. Потом ввели режим самоизоляции, все позакрывалось, и процесс остановился».
По словам женщины, оказать ей помощь некому. До осени 2018 года она ухаживала за младшей дочерью Мариной с первой степенью инвалидности — у девочки диагностировали митохондриальную энцефалопатию и MELAS-синдром. «30 октября 2018 года Марина умерла от двусторонней пневмонии. Врачи отказывались ее госпитализировать, ссылаясь на основной диагноз», — рассказала Алина Журко. Старшая дочь Виктория в том же году оказалась в больнице с инсультом. После него, по словам матери, у Виктории начались постоянные головные боли, из-за которых она не может выйти на работу.
Адвокат Алины Мансур Гильманов считает: проблемы с оформлением пенсии не было бы, если бы не ситуация с коронавирусом. «Если бы работали суды, мы бы подали иск о назначении выплат, — поясняет Гильманов. — Трудовая книжка — достаточное основание для подтверждения стажа в подобных разбирательствах. Но суды закрыты, и такие иски сейчас не рассматривают. На Украине также не работают многие учреждения, так что ответа мы можем ждать еще очень долго, а решить проблему в судебном порядке не можем. Получается, что моя подзащитная оказалась в подвешенной и фактически безвыходной ситуации».
По словам Мансура Гильманова, граждане России имеют право на пенсионные выплаты с момента подачи заявления в ПФР. Но Алине Журко и всем, кто оказался в подобном положении, сейчас предлагается только одно — ждать, пока волна эпидемии схлынет и вновь заработают все госучреждения.
«У нас много людей, которые начали оформлять пенсию, но из-за пандемии и режима самоизоляции оказались в подвешенном состоянии, — пояснил Гильманов. — При этом они уже не могут встать на биржу труда и получить выплаты для безработных, объявленные президентом страны. Эти люди никак не защищены и находятся в крайне уязвимом положении. Минимальные пенсии могли бы хоть немного поддержать их».
7 апреля Мансур Гильманов направил обращения по поводу минимальных выплат для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не успел завершить процедуру оформления пенсии, губернатору Московской области, правительству и президенту России.