Медиапотребление во время пандемии растет, а вместе с ним — и ответственность социальных сетей и поисковых систем. В пресс-службах компаний Google, «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники» рассказали «Таким делам», как организованы работа, развлечения, информирование и защита пользователей от фейковых новостей во время карантина.
Пользовательская активность растет
Во время самоизоляции социальные сети и поисковики стали более востребованными, чем в обычное время. Например, количество отправленных сообщений во «ВКонтакте» возросло на 20%, ежедневная аудитория мини-приложений — на 260%, а аудитория игровой платформы — на 15% по сравнению с периодом до карантина.
«В текущей ситуации пользователи проводят в соцсети существенно больше времени: от 2019 года к 2020-му выросло среднее время как в Android (+24%), так и в iOS-приложении (+9%). Рост проводимого времени в iOS-приложении за две последние недели марта превысил общегодовой и составил 12,7%, — сообщают в пресс-службе “Одноклассников”. — Кроме того, пользователи на самоизоляции стали потреблять гораздо больше контента. На 14% выросло количество просмотренных событий в ленте новостей».
О росте активности сообщают и в пресс-службе «Google Россия»: с февраля по апрель количество запросов со словом «коронавирус» с десктопов в поисковой системе Google выросло более чем в 70 раз.
Как обнаруживают фейки
В ситуации, когда новость связана со здоровьем, вопрос интернет-безопасности стоит особенно остро. Наряду со спросом информации о COVID-19, системы безопасности Google фиксируют 240 миллионов ежедневных спам-писем о коронавирусе, а также множество мошеннических сайтов, замаскированных под страницы соцсетей или здравоохранительных организаций, говорится в официальном блоге «Google Россия». В апреле Facebook обнаружил 50 миллионов фейковых постов о коронавирусе.
Команда «ВКонтакте» в апреле удалила более 800 тысяч однотипных записей в сообществах и спам-рассылок о коронавирусе. «Мы делаем все возможное, чтобы защитить людей от неоправданной паники из-за фейковых новостей, и при этом создаем пространство для обсуждения и выражения личной позиции, — объясняют в пресс-службе соцсети. — Мы постоянно ведем мониторинг опасного контента и блокируем пользователей и сети ботов, которые устраивают массовые рассылки. Ограничиваем доступ к материалам, которые вводят в заблуждение, а также оперативно реагируем на сигналы пользователей и регуляторов».
Глава отдела коммуникаций «Google Россия» Екатерина Кондратьева говорит, что с YouTube удаляют видео, которые нарушают их правила, призывают к отказу от медицинской помощи или заявляют, что вредные вещества полезны для здоровья.
«Специалисты и сертифицированные эксперты по всему миру отсеивают часть роликов и составляют рекомендации для дальнейшей проверки с помощью алгоритмов машинного обучения. Система автоматически отфильтровывает подозрительный контент и отправляет его на проверку специалистам. В США на YouTube мы поднимаем в поиске и рекомендациях материалы авторитетных источников, а в России мы показываем их в информационных панелях», — объясняет она.
К помощи специалистов обращается и Facebook — соцсеть поддерживает команды, проверяющие информацию на достоверность. В 2019 году в новостную индустрию Facebook вложил 300 миллионов долларов, а после начала пандемии COVID-19 — дополнительно 100 миллионов долларов. «Одноклассники» подключают к проверке публикаций специалистов Роспотребнадзора.
«Совместно мы регулярно мониторим набирающие популярность публикации и проверяем их на достоверность фактов, — сообщают в пресс-службе “Одноклассников”. — Если распространяется очевидный фейк — вроде того что добавление перца в суп защищает от коронавируса, — мы ограничиваем доступ пользователей к такому материалу. Если же речь о неподтвержденной, но и не опровергнутой информации, информация остается в соцсети».
Меры защиты пользователей касаются и рекламы. Так, объявления в Google, спекулирующие на теме COVID-19, блокируются; Instagram запрещает рекламу медицинских масок, санитайзеров, дезинфицирующих салфеток и тест-наборов на определение COVID-19.
Где искать проверенную информацию о COVID-19
Google Поиск
Для быстрого доступа к главным новостям можно обратиться к SOS-оповещению или сайту с информацией от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения РФ и сайта стопкоронавирус.рф.
Разобраться, каким новостям можно доверять, а каким нет, поможет инструмент Google Fact Check Tools. Например, при запросе «чеснок при коронавирусе» в выдаче появляются новости с отметкой «распространенное заблуждение», а если задать запрос «Билл Гейтс» — новости о чипировании и отметки «фейк» и «ложь и манипуляция».
«ВКонтакте»
В соцсети создан единый центр информации в виде мини-приложения и тематическая лента новостей. Также можно подписаться на официальное сообщество российского представительства ВОЗ.
«Одноклассники»
За новостями о COVID-19 из 150 надежных федеральных и региональных СМИ можно следить в специальной ленте. Также соцсеть продвигает рекомендации официальных органов.
Сообщения от ВОЗ и Роспотребнадзора можно увидеть в поиске и ленте Instagram.
Контент не о коронавирусе
Читать новости о коронавирусе все время — трудно. В условиях изолированности возрос спрос на развлекательные форматы. Так, количество просмотров видео «ВКонтакте» выросло на 33%, а видеосервис «Одноклассников» поставил новый рекорд — 1 миллиард просмотров в сутки. По данным пресс-службы «ВКонтакте», популярность прямых эфиров увеличилась на 48% за время самоизоляции, а в «Одноклассниках» их количество выросло на 29% в течение марта.
«Так как люди стали больше времени проводить в ОК, наша задача — сделать это время еще интереснее. Мы не можем заменить эмоции от посещения концерта или личных поздравлений, но можем помочь оставаться людям на связи и не скучать дома», — делятся в пресс-службе «Одноклассников».
С начала пандемии и до сих пор социальные сети развивают проекты в жанре инфотейнмент (микс информативного и развлекательного контента. — Прим. ТД).
Google Поиск и YouTube
На канале YouTube Russia в рамках проекта #домавместе предлагают узнать новое в сфере искусства, истории, популярной науки, посмотреть кино, выучить рецепт или сделать разминку.
Сайт «Секретная дверь» с помощью сервиса Google «Просмотр улиц» переносит пользователя в случайное место.
«ВКонтакте»
Те, кто устал от беспокойных новостей, могут следить за обновлениями ленты #лучшедома. В нее попадает только позитивный контент: трансляции культурных событий, идеи домашнего досуга и флешмобы.
«Также в начале апреля мы запустили агрегатор развлекательного и образовательного контента, чтобы пользователям было удобно ориентироваться в огромном потоке трансляций и прямых эфиров. В мини-приложении “Дома посмотрю” собрана афиша самых заметных онлайн-мероприятий, которые проходят в VK, и подборки познавательных статей и видео», — рассказывают в пресс-службе «ВКонтакте».
«Одноклассники»
Пользователям «Одноклассников» доступна афиша онлайн-событий «Дома — это ОК!» на платформе соцсети.
Портал об искусстве «Мы в музей» дает возможность посмотреть видеоэкскурсии по экспозициям и временным выставкам крупнейших российских музеев: Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея современного искусства «Гараж», ВДНХ и других. Совместно с центром «Космонавтика и авиация» на ВДНХ «Одноклассники» записали аудиогид о покорении космоса.
«Занятные чтения» — совместный проект ОК и телеканалов «СТС Медиа». Пока ребенок слушает сказку, прочитанную актером или телеведущим, у родителя появляется время, чтобы заняться делами.
Поучаствовать в тренировках «Спортзал онлайн» можно до 31 мая. Тренировки проходят каждый день в прямом эфире по расписанию.
«Мы хотим помочь людям оставаться на связи друг с другом, и поэтому в апреле Instagram анонсировал появление возможности смотреть и комментировать трансляции из веб-версии, а также тест функции, которая позволяет сохранять прямые эфиры в IGTV», — рассказывает представитель компании Facebook.
Кроме того, в соцсети появилась функция совместного просмотра Instagram через видеочат и запустились новые AR-эффекты.
Поддержка бизнеса и дистанционного обучения
Еще одна сфера, в которой роль социальных сетей и поисковых систем усилилась на фоне пандемии, — организация дистанционной работы, будь то бизнес-колл или школьный урок.
Количество совершенных в «Одноклассниках» звонков выросло на 39%, во «ВКонтакте» — более чем на 35%. «Звонки стали одним из самых динамично растущих сервисов в период самоизоляции, — сообщают в пресс-службе “Одноклассников”. — Благодаря возможности подключать к звонку до 100 собеседников сервис звонков в ОК подходит как для личных целей, так и для организации работы и онлайн-обучения. В результате количество групповых звонков за последние две недели марта увеличилось на 70% в сутки и в четыре раза — для конференций с участием пяти и более человек».
По сообщению пресс-службы Google, в число быстрорастущих поисковых запросов входят инструменты и платформы для удаленной работы и дистанционного обучения — «ЯКласc», Zoom, РЭШ, «Google Класс» и Uchi.ru. Преподаватели могут найти информацию об организации онлайн-уроков и рабочего пространства с помощью сервисов Google на сайте «Учим из дома».
«Мы также чувствуем большую ответственность в том, чтобы помочь людям преодолеть трудности, возникающие в очень быстро меняющихся условиях. Мы поддерживаем малый и средний бизнес. Так, мы выделили более 800 миллионов рублей в виде рекламных грантов и рекламных кредитов в России. Для предпринимателей мы создали антикризисный хаб, где собрана вся информация об удержании бизнеса на плаву в кризисных условиях», — рассказывает Кондратьева.
Facebook запустил единую площадку с публикациями малого бизнеса, который находится рядом с пользователем. В Instagram помочь любимым кафе, магазинам и небольшим компаниям можно с помощью стикера «Поддержим малый бизнес», а предприниматели могут сообщать клиентам об изменениях в связи с коронавирусом посредством специальной метки. В приложениях Facebook и Instagram бизнесам открыт доступ к информации о COVID-19 и полезных инструментах, которые помогут ориентироваться в текущей ситуации и принимать бизнес-решения.
«ВКонтакте» запустили акцию в поддержку малого бизнеса: до 30 июня бизнес-сообщества могут получить компенсацию за рекламные кампании на базе социальной сети, а рестораны и кафе могут дополнительно получить 3 тысячи рублей на запуск рекламы, чтобы адаптироваться под новые условия ведения бизнеса было проще.