Феминистку и ЛГБТ-активистку Юлию Цветкову обвиняют по статье о порнографии из-за рисунков вульвы. Ей грозит шесть лет колонии.
Вместе с кандидатом искусствоведения Николаем Ивановым «Такие дела» постарались разобраться, где проходит граница между порнографией и искусством.
Художественный замысел
Существует множество определений порнографии как в контексте литературы и живописи, так и в контексте права. Согласно Большому юридическому словарю, к порнографии относят произведения, «в которых открыто натуралистически изображен или описан половой акт в различных его проявлениях и которые не имеют художественной или научной ценности». Для установления художественной ценности назначается специальная экспертиза.
Экспертизе по порнографии людей не учат, рассказывает кандидат искусствоведения Николай Иванов. Эксперта привлекают к уголовным делам с участием визуальных изображений или видео, содержащими подозрение на порнографию, экстремизм, фашизм или оскорбление чувств верующих. Он участвовал со стороны защиты в пяти судебных процессах, связанных с порнографией.
Изображение гениталий крупным планом может быть обосновано педагогической необходимостью. Например, в учебниках медицинских вузов, когда студентам объясняют, как устроена репродуктивная система человека. Или когда это оправдывается художественной идеей и произведение не может существовать без конкретного изображения или сцены.
«В случае с Юлей Цветковой мы имеем обыкновенные рисунки, — объясняет эксперт. — Какие-то из них я нашел на сайте The Guardian, которые были выставлены и собраны с целью дестигматизации вагины и женского тела. Это большой художественный проект. 20 тысяч обычных людей рисовали вагины, как они их видели, и присылали на этот сайт. Эти вагины находятся в открытом доступе, любой может их найти».
Некоторые из рисунков, представленных в паблике «Монологи вагины«, использовались в качестве книжных иллюстраций и не имели ограничений по возрасту. Другие были представлены в галереях и музеях, каталогах к ним. Это говорит о том, что они часть — часть культурного пространства, изучаются и становятся предметом диалога, считает Николай Иванов. Часть изображений обнаружилась на сайтах гинекологических и косметических клиник.
Цель порнографических материалов, как указывает Большой психологический словарь, — вызвать возбуждение. Но поскольку это нельзя доказать или опровергнуть, а определение порнографии в законодательстве отсутствует, то рассматривать стоит контекст и смысл, вкладываемый автором в произведение.
«Я не могу отвечать про возбуждение, это не в моей компетенции. Допускаю, что люди могут испытывать возбуждение, глядя на что угодно. Я могу рассуждать лишь от обратного — что изображение оправдано художественной идеей», — объясняет искусствовед.
Порнография в музеях
Обнаженные тела присутствовали в искусстве со времен Древнего мира: они вытканы из ткани, вырезаны из кости, им посвящены сюжеты множества картин. Сейчас эти произведения представлены в большинстве музеев. Поэтому тема уголовной ответственности за так называемую порнографию так горячо обсуждается в искусствоведческой среде: поскольку дел о порнографии становится все больше, музеи тоже под угрозой.
«И Эрмитаж, и Русский музей, и Третьяковская галерея, и музей имени Пушкина, и Академия художеств — все в один голос говорят, что дела о порнографии — это какое-то наступление абсурда. Если оглядываться на историю искусства, где миллионы обнаженных людей, миллионы обнаженных детей, миллионы гениталий, если рассматривать то, что хранится в музеях [как порнографию], то сядут все хранители музеев и библиотек без исключения», — считает Николай Иванов.
По мнению эксперта, в делах о порнографии обвинение апеллирует к духовным скрепам, нормативности, религиозности, ценности государства и коллективизации. С этой точки зрения различия между людьми не учитываются и даже раздражают. Поэтому страдают и феминистки, и ЛГБТ, и активисты, идущие против государственных корпораций.
Это давление в том числе на культуру и свободу слова, добавляет Иванов. Ведь мнение выражается не только словами, но и визуальным образом: посредством изображений, фильмов. И эта свобода волеизъявления прописана в Конституции, к чему может обращаться сторона защиты при рассмотрении дел о порнографии.
В нынешних условиях задача искусствоведов — предоставлять экспертизу и вместе бороться за свободу творчества, считает Иванов. «Это не было моей мечтой в жизни — стать специалистом по порнографии, — говорит эксперт. — У меня и в мыслях этого не было при получении степени кандидата искусствоведения. Но когда начались дела, связанные с тем, что художники и обыкновенные люди стали размещать изображения где-то в сети, в книгах или делать видеофильмы с тем, что можно назвать порнографией, я понял, что нужно каким-то образом переквалифицироваться».
Если раньше в практике Николая Иванова было одно дело раз в два года, то сейчас ему присылают так называемые порнографические изображения практические каждые две недели. В частности, он также работал над экспертизой фильма «Дау» для суда между режиссером Илья Хржановским и Минкультом.
Еще одно дело из практики эксперта связано с фильмом «Инстинктивная критика фашизма», в котором снималась поэтесса Катя Ганеши. Вместе с бывшим мужем она более 17 лет назад записала ролик, в котором присутствовал половой акт без демонстрации подробностей. Сюжет перемежался кадрами о развитии Третьего рейха. Поэтессу обвинили не только в создании порнографического ролика, но и в пропаганде фашизма.
Художественная идея, как установил эксперт, заключалась в том, что «нацизм как апофеоз мирового зла можно победить, только навалившись на него целиком. Разумом, всеми своими инстинктами, природно, изнутри». По этой причине была проведена параллель с сексуальным актом. Из-за видео и обнаженных фотографий, опубликованных в социальных сетях, Катю Ганеши уволили с работы. Суд отказался признать увольнение незаконным.
Николай Иванов занимался и делом брянской трансгендерной женщины Мишель, которую приговорили к трем годам колонии за публикацию эротических изображений во «ВКонтакте». Речь шла о трех картинках в стиле «манга», которые были размещены на странице еще в 2014 году. Уголовное дело возбудили только спустя пять лет.
«У кого-то из них нет рта, носа, глаза в пол-лица. У кого-то есть фантастические крылья, как у летучей мыши, рога, есть гениталии, преувеличенные, наверное, раз в десять. Это обычный ход для японской мультипликации, тут нет ничего криминального. Но следователь увидел в этих изображениях детей до четырнадцати лет. И, соответственно, Мишель пришили распространение порнографии с участием детей до четырнадцати», — рассказывает Иванов.
Эксперт пришел к выводу, что в рассматриваемых картинках есть высокая доля условности. Поскольку персонажи вымышленные, их возраст может быть любым: как 14 лет, так и 830. Кроме того, «хентай» — известный жанр японской анимации, он широко представлен в интернете и находится в публичном доступе. После пересмотра приговора Мишель дали два года исправительных работ (за вычетом пяти месяцев из-за нахождения в СИЗО) и штраф в 50 тысяч рублей.
Устаревшая статья
Статья 242 УК РФ о незаконном изготовлении и распространении порнографической продукции устарела и должна быть пересмотрена, уверен Николай Иванов. «Это же абсурд — за какие-то рисуночки получать шесть лет колонии. Даже если испытывает человек возбуждение при виде рисунков, а кто из людей его не испытывает? Это что, преступление? Почему на это мы должны опираться? То, что кто-то испытал возбуждение, ложится в такие приговоры, в такие сроки чудовищные», — рассуждает кандидат искусствоведения.
Если смотреть на причиненный ущерб, ситуация тоже неоднозначная. Кто больше пострадал: человек, отсидевший шесть лет в тюрьме, или тот, кто увидел изображения в интернете, даже если они были порнографией? Николай Иванов называет это «совершенно несоизмеримыми человеческими реакциями» и добавляет, что, несмотря на комичность экспертиз порнографических материалов, их нужно проводить, пока создаются новые уголовные дела.
«Мне эрмитажные хранители говорят: “Коля, защищай, потому что мы сядем следующими”. Потому что они хранят откровенную порнографию. И здесь мы, искусствоведы, пытаемся сделать все, чтобы художники в этом смысле были неограничены. Они имеют право пользоваться любыми методами для того, чтобы выразить свою идею», — заключает Николай Иванов.