«Микробы тоже эволюционируют». Когда принимать антибиотики становится опасно?
В сентябре начинается рост заболеваемости сезонными ОРВИ и гриппом. Многие принимают антибиотики, чтобы вылечиться от насморка, кашля, при повышенной температуре — хотя на самом деле эти препараты совсем не предназначены для лечения простуды.
«Такие дела» поговорили с экспертами о том, почему опасно принимать антибиотики без показаний к ним и что делать, если вы сомневаетесь в назначениях врача.
Что такое антибиотики?
Антибиотики — это препараты, которые подавляют жизнедеятельность некоторых видов бактерий и микробов. Это очень сильное лекарственное средство, которое может убивать микроорганизмы или останавливать их размножение. Благодаря этому в организме прекращается воспалительный процесс, вызванный этими бактериями.
Ведущий эксперт фармрынка России провизор Ирина Булыгина, бывший генеральный директор аптечной сети «Мособлфармация», обращает внимание, что сейчас существует большое количество антибиотиков и они действуют по-разному. Есть антибиотики широкого спектра действия, а есть узконаправленные, которые помогают при какой-то конкретной инфекции.
Как правило, врачи назначают антибиотики широкого спектра действия, говорит Булыгина. Например, для лечения инфекций верхних дыхательных путей или мочеполовой системы. «Их назначают, чтобы бить сразу по нескольким патогенам, предполагая, что какой-то из них есть у человека и такое воздействие будет адекватным. В идеале, конечно, больной сначала должен сдать анализы, после чего в лаборатории сделают исследование и определят, какой именно антибиотик поможет в его случае», — поясняет она.
Обычно такое исследование назначают в стационаре, когда пациенту необходимо специфическое лечение. Этот процесс занимает несколько дней, зато антибактериальная терапия будет точно направленной.
Антибиотики как узкого, так и широкого спектра действия может назначать только врач.
Почему антибиотики можно принимать только по рекомендации врача?
Врач-педиатр клиник «Медис» и «Рассвет», автор блога «Заметки детского врача» Сергей Бутрий считает, что назначение антибиотиков — сложный процесс. Антибиотики рекомендуют принимать лишь в том случае, когда их эффективность при конкретном заболевании и безопасность доказаны. А также когда польза от лечения у конкретного пациента превышает риски, связанные с приемом антибиотиков.
«Антибиотики не конфетки, они могут наносить вред. В медицине есть четкая закономерность: чем эффективнее препарат, чем большее влияние он может оказать на болезнь, тем чаще и серьезнее у него бывают побочные эффекты. Безопасны только пустышки вроде гомеопатии, настоящие лекарства — это меч обоюдоострый. Поэтому так важно использовать их грамотно», — считает Бутрий.
Самолечение антибиотиками — зачастую бессмысленный и опасный процесс. Многие принимают антибиотики при затянувшейся простуде, хотя препарат не воздействует на вирусы. Применять такую терапию при ОРВИ или гриппе бессмысленно. «Многие инфекционные заболевания вызываются вирусами или другими патогенами, на которые антибиотики не действуют в принципе», — отмечает педиатр.
Прием антибиотиков может быть нецелесообразным, даже если болезнь вызвана бактериями. Бутрий добавляет, что без них некоторые заболевания могут даже пройти самостоятельно, быстрее и с меньшим риском осложнений — например, сальмонеллез. «Даже если болезнь нередко требует назначения антибиотиков, часто бывает полезна выжидательная тактика на несколько суток, поскольку выздоровление может начаться и без лекарств», — поясняет он.
Почему курс антибиотиков всегда нужно пить до конца?
Еще одно последствие самолечения — несоблюдение схемы приема антибиотиков. «У нас высокая температура, мы пропили антибиотик три дня, нам стало хорошо — и мы его бросили, — описывает частую практику Булыгина. — Этого категорически делать нельзя».
Эксперт подчеркнула, что у каждого антибиотика есть своя схема лечения, эффективность которой доказана клинически. И даже если человек уже чувствует себя хорошо, курс нужно довести до конца. В противном случае в организме вырабатываются микробы, устойчивые к данному виду антибиотиков. Уже сейчас бывают ситуации, когда из-за этого в стационаре человеку не могут подобрать антибиотик и вылечить его.
Бутрий добавил, что внутри организма также проживает большое количество микробов, которые «дружны» с человеком. Например, кишечная палочка: она помогает переваривать пищу, подавляет рост более агрессивной флоры в кишке. Когда человек принимает антибиотик (даже обоснованно), ее численность в организме сокращается.
«Значит, могут поднимать голову более агрессивные виды микробов. А когда вы бросаете курс, не допив его до конца, то многие микробы выживают и учатся быть невосприимчивыми к этому антибиотику при следующей встрече, — предупреждает педиатр. — Если вы привыкли злоупотреблять антибиотиками, то ваша кишечная палочка может стать супербактерией, и если она проникнет по мочевым путям в почку и вызовет пиелонефрит, то врачам будет нечем лечить вас. Болезнь будет течь очень агрессивно и с гораздо большей вероятностью приведет к осложнениям или смерти. Ровно как в сказке “Волки! Волки!”, помните?»
Супербактерии
Помимо побочных эффектов, чрезмерное использование антибиотиков ведет к распространению устойчивости бактерий к препаратам (антибиотикорезистентность). Это значит, что все больше бактерий перестают быть чувствительными ко всем антибиотикам сразу.
«Мы называем их супербактериями. Это приближает человечество к эпохе тотальной потери эффективности всех антибиотиков. Многие эксперты прогнозируют ее наступление уже к 2050 году, и это очень тревожный прогноз», — считает Бутрий.
Булыгина согласна с педиатром: об антибиотикорезистентности говорят уже не одно десятилетие. Только сейчас она проявляется у небольшого процента населения, но с каждым годом количество таких людей растет. Она добавила, что, помимо злоупотребления антибактериальными препаратами, антибиотики люди получают в том числе с продуктами питания. Они используются в животноводстве и птицеводстве. Эксперт подчеркнула, что, когда мы употребляем такие продукты, в них есть лишь небольшие следы антибиотиков. Но все равно они присутствуют и могут накапливаться в организме.
«Кроме того, мы еще и постоянно неправильно принимаем лекарства. В итоге ситуация усугубляется. Сейчас мы живем в такое время, когда люди опять начнут умирать оттого, что больному не могут подобрать антибиотик. Микробы тоже эволюционируют и тоже приспосабливаются к этим лекарствам», — предупреждает она.
Мне назначили антибиотики. Что делать?
Сказать наверняка, правильно ли вам назначили антибиотик, может только врач. Однако Бутрий все же перечислил признаки, которые могут насторожить пациента. Тогда можно попросить у врача ссылку на клиническое руководство, в котором расписаны схемы лечения заболевания, или сходить к другому специалисту.
Например, если антибиотик выписали исключительно потому, что третий день держится повышенная температура, — к такой практике часто прибегают педиатры. «Или выписывание антибиотика только из-за диареи — это популярный грех инфекционистов. Не стоит назначать такой препарат только из-за налетов в горле: не каждый налет на миндалинах — это ангина», — считает эксперт. Не следует назначать один и тот же антибиотик с интервалом менее двух месяцев между курсами и принимать больше трех курсов антибиотиков в год без очень веских причин.
«Найдите своего врача и доверьтесь ему, это лучший совет, который тут можно дать», — заключил Бутрий.
«Провизоризм»
Часто антибиотики продают в аптеке без рецепта врача. В некоторых случаях провизоры начинают подбирать больному лекарство самостоятельно. Эксперты подчеркнули, что следовать таким советам нельзя и назначить терапию может только врач.
Булыгина отметила, что провизоры даже с высшим фармацевтическим образованием не имеют права лечить людей. Они могут только исполнить рекомендацию врача и проинформировать пациента обо всех нежелательных реакциях на лекарства, а также рассказать, как принимать препарат.
«Они не врачи, они не отвечают головой за ваш случай. Знать, какие лекарства обычно применяются при определенном наборе жалоб, но не разбираться в конкретной ситуации, показаниях и противопоказаниях, анамнезе и особенностях пациента — это очень плохая вводная для принятия клинических решений, — предостерег Бутрий. — Это то, что мы называем пренебрежительным словом “фельдшеризм”, хотя, если бы прижилось слово “провизоризм”, это было бы еще точнее».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам