Ученые из нескольких стран нашли у мышей возможные механизмы перехода от тревоги к депрессии

Группа исследователей из России, Китая, Нидерландов и Бразилии во время экспериментов на мышах обнаружила возможные механизмы переключения патологии мозга от состояния экспериментальной тревоги к депрессии. В перспективе открытие может позволить создать более эффективные препараты для лечения психических заболеваний у человека, сообщили «Таким делам» в пресс-службе СПбГУ. Исследования проходили под руководством ученых из этого университета.

Результаты экспериментов опубликовали в международном журнале Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. Ученые исходили из предположения, что в мозге может существовать особый механизм, отвечающий за объединение разных симптомов в единое заболевание.

Читайте также Как помочь человеку в депрессии

Изучая психические расстройства, ученые пытаются понять, какой ген в мозге отвечает за тот или иной симптом. Мышей для эксперимента доводили до хронического социального стресса: двух самцов мышей сажали в одну клетку, где они начинали драться. Потом мышей разделяли прозрачной перегородкой с отверстиями — они могли чувствовать друг друга, но не могли контактировать. В таком состоянии животных оставляют на день, а потом повторяют манипуляции много дней подряд. В результате появляются «победители» и «побежденные», состояние которых представляет интерес для изучения тревоги и депрессии.

Руководитель исследования, заведующий лабораторией биологической психиатрии Института трансляционной биомедицины СПбГУ, профессор Алан Калуев объяснил, что у побежденных примерно за 10 дней возникает состояние тревоги, но депрессии на этой стадии пока нет. Если эксперимент продолжается, то через 20 дней у животных наблюдается выраженное депрессивное состояние, а тревожности у них уже нет.

«Получается, что за 10 дней драк вызывается “мышиная” тревожность, одна патология мозга. А за 20 дней — уже депрессия. Вопрос, который мы задали: что же будет посреди этого интервала — например, на 15-й день? Это место, в котором одна патология начинает переходить в другую. Если вы представите поезд на развилке — он может пойти налево или направо, то переключатель колеи, реле — и есть этот 15-й день. Ни тревоги, ни депрессии это “реле” само по себе не вызывает. Однако и за этот переключатель в мозге могут отвечать свои уникальные гены», — сказал Калуев.