Верховный суд РФ разрешил продавцам не обслуживать клиентов без масок
Магазины имеют право не обслуживать на кассе покупателей без масок, если власти региона обязали жителей их использовать. Об этом говорится в решении Верховного суда РФ, на которое обратило внимание издание «Открытые медиа».
22 октября Верховный суд отклонил иск Смоленского центра права и социологии, который оспаривал методические рекомендации Минпромторга по обязательному использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ). Правозащитники считают, что они противоречат Гражданскому кодексу, который запрещает лицу, обязанному заключить публичный договор, отказаться от него в одностороннем порядке.
Кроме того, центр указал на нарушение закона «О защите прав потребителей» — приобретение одних товаров не должно быть обусловлено обязательным приобретением других.
Верховный суд подтвердил, что предприниматели и продавцы не могут при заключении публичного договора отдавать предпочтение одном лицу перед другим. Исключение — закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При введении режима ЧС властям разрешено устанавливать правила, обязательные для исполнения. Сейчас в России нет ЧС, но многие регионы перешли на режим повышенной готовности. Об исполнении правил также говорится в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В решении Верховного суда говорится, что магазины и индивидуальные предприниматели «вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ», если этого потребовали региональные власти.
Директор Смоленского центра права и социологии, член областной Общественной палаты Алексей Пещаницкий сказал, что не согласен с решением и уже его обжаловал. Он полагает, что судья Верховного суда «ошибочно сослалась на нормы закона о ЧС, поскольку он не распространяется на нормы гражданского права».