Почтальон-вездеход. Как работник почты заменил для жителей отдаленных деревень Ярославской области магазин и скорую
Почтальон Сергей Кондаков из Пошехонского района Ярославской области доставляет пенсию и продукты жителям труднодоступных деревень на своем вездеходе. Участок Сергея — два села, в которых живет девять человек. Дороги к деревням нет, а во время наводнения они становятся отрезанными от «большой земли». «Такие дела» рассказывают историю почтальона, вездеход которого одновременно и магазин, и скорая помощь.
Связь с «большой землей»
Рождество Сергей Кондаков провел на работе: утром нагрузил свой снегоход «Буран» продуктами и повез в Красный Яр — за 15 километров от села Васильевского, где находится почтовое отделение. На дорогу ушло почти полтора часа. Сергей раздал в Красном Яре пенсию и продукты, собрал показания счетчиков, выпил у друзей чаю и вернулся обратно.
Такие путешествия он совершает раз в месяц, иногда — два раза в месяц. Сергей возит почту, продукты и медикаменты жителям труднодоступных деревень Ярославской области — по пути в Красный Яр заезжает еще в Меньково. Дорог к этим селам нет, зимой Сергей везет почту на снегоходе, а летом — на вездеходе, который наполовину собрал сам. Магазина и аптеки в селах тоже нет. Единственная связь с «большой землей» — это почтальон.
Красный Яр и Меньково находятся на границе Ярославской и Вологодской областей.
В советское время неподалеку от этих сел был леспромхоз, в нем работали люди из пяти деревень — до тысячи человек. В деревнях были магазины, а в Менькове — даже аэропорт. На тракторах люди приезжали в Васильевское и райцентр. К деревням хотели даже сделать дорогу. «В общем, насыпали, но там три реки — две небольшие, а одна, Согожа, она более-менее нормальная. Надо было три моста сделать. Но так и затихло», — рассказывает Сергей.
В 90-х леспромхоз закрыли и люди стали уезжать из деревень. Из пяти осталось только две. В Красном Яре еще оставался магазин — товары туда привозили из Васильевского на снегоходах. «Соберемся зимой, три-четыре снегохода, соберем товар, вывезем, им там хватает. Раза два в зиму [возим]. Сколько лет. А потом закрыли магазин», — рассказывает Сергей.
Егерь-почтальон
Сергей Кондаков пришел работать на почту четыре года назад. Поработать почтальоном Сергею предложили в администрации сельсовета — предыдущие почтальоны ушли на пенсию. Участок раньше обслуживали два сотрудника — каждый по полставки. В Красный Яр и Меньково они ходили пешком.
Сергей сначала тоже попробовал ходить пешком, но нести товары было тяжело: «Почта-то — хрен с ним, взял сумку с газетами и пенсией и пошел туда, пешком могу дойти, не проблема. А товар-то? Им там надо все, вплоть до носков».
Тогда почтальон попробовал ездить в деревни на своем тракторе.
Решил на лето купить каракат — самодельный вездеход. А зимой возить почту на снегоходе — он был у Сергея уже давно.
Каракат почтальон купил в Вологде за 140 тысяч рублей. Еще 7 тысяч заплатил за доставку. Еще 30—40 тысяч потратил на доделку. «Вездеход сделан из автохлама, там ничего нового нет, только двигатель стоит заводской, — рассказывает Сергей. — Все с разборки».
Вездеход проходит не везде
Вообще, говорит Кондаков, ему положено ездить в Красный Яр и Меньково каждую неделю. «Но куда же я… — размышляет почтальон. — И так выходит, что почти полсуток еду туда-обратно». Зимой до Красного Яра он добирается за полтора часа — в обе стороны выходит три часа. Летом — дольше, в одну сторону может ехать три-четыре часа. «Ну дороги вообще нет. Бывает, едешь — дерево лежит на дороге. Надо выпилить его или вырубить».
Каракат часто ломается, «каждый день, каждый раз», смеясь, говорит Сергей. Бывает, случаются большие поломки — тогда почтальон остается ночевать в Красном Яре у друзей. Но такое случается редко — в деревне после леспромхоза осталось много бесхозной техники, можно найти нужную деталь и починить вездеход.
Но даже на каракате Кондаков может проехать не всегда. В межсезонье и во время наводнений Красный Яр и Меньково становятся отрезанными от остальной земли — к ним не перебраться. «Даже на вездеходе я не могу проехать, — говорит Сергей. — Подъезжаешь к речкам — они разлились, унесет на хрен в море Рыбинское» (водохранилище на Волге, в него впадает Согожа. — Прим. ТД).
Вездеход и снегоход почтальон заправляет сам. Только последние пару месяцев к зарплате стали добавлять деньги на топливо — около 600 рублей в месяц. «А три года ничего, ни слуху ни духу, как будто ничего и не было», — рассказывает Сергей.
Почтальон вместо скорой
Иногда вместе с заполненными квитанциями на оплату электроэнергии Сергей привозит из Красного Яра в Васильевское больных. Кроме как на почтальонском вездеходе, жителям села никак не добраться до медпомощи. В Васильевском есть фельдшерско-акушерский пункт. Если нужно, можно вызвать скорую из Пошехонья — между райцентром и Васильевским есть асфальтированная дорога.
«Одного привез — у него рак определили. И через две или три недели он помер, — рассказывает Сергей. — А до этого то же самое [другого привозил] — у него рак легких был. Его два раза привозил — выпишут, он отлежится дома, опять везу. Так потом в больнице и помер».
Самых больных забирают из деревень родственники или дети, рассказывает Сергей. Но иногда старики все же умирают в труднодоступных селах. Тогда есть проблема с тем, как вывезти по бездорожью тело.
«Вот недавно тоже один умер — так его в Вологодск увозили [в соседнюю область], потому что не проехать здесь было никак. Его на плотике перевозили через реку. Там ближе к кладбищу».
Мечты о пенсии
По словам Кондакова, в Ярославской области таких полузаброшенных деревень, как Красный Яр или Меньково, много. «Даже в нашем сельском совете больше 30 деревень забросили за последние 30 лет. Всех согнали в центральную усадьбу, ближе, ближе к центру, а деревни-то остаются. Бывает, деревня пустая, а там один-два человека живут».
Сергей Кондаков хочет уйти на пенсию. В мае ему исполнится 60 лет. Но «как они, наши молодцы, прибавили, так там еще год, наверное [работать до пенсии]».
— И потом вы уйдете с почты?
— А чего же я буду делать? Куда же мне, мне не 30 годов.
— Просто многие же работают еще на пенсии…
— На пенсии… Хрен ли там в Думе не работать на пенсии, сидеть. Пускай попробуют у нас в деревне поработать.
— А кто будет почту возить в Красный Яр, когда вы уйдете?
— А вот это вам надо задавать туда, в главпочтамт, — отвечает Сергей и вспоминает своего односельчанина, у которого тоже есть «Буран», — мол, может, попросят его.
— Вас же всяко будут уговаривать.
— Может, к этому времени все оттуда уедут, никого не останется.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам