«В инвалидности ребенка виноваты родители». Как рекламная кампания о стереотипах привела к спору в сообществе

Благотворительный фонд «Подарок ангелу» запустил рекламную кампанию о стереотипах по отношению к людям с инвалидностью. В рамках этой кампании появился и баннер, на котором большими буквами было написано: «В инвалидности ребенка виноваты родители». Словосочетание «виноваты родители» подчеркивала красная линия — как ошибку в сервисе проверки правописания, — а ниже предлагался альтернативный вариант «может не быть виноватых».

Представители НКО и родители детей с инвалидностью назвали рекламную кампанию недопустимой и неэтичной. Фонд снял плакат и принес извинения. 

Фото: Unsplash.com

Анастасия Приказчикова

учредитель и руководитель фонда «Подарок ангелу» (по посту в фейсбуке)

Для того чтобы ни у кого не было сомнений: мы не считаем, что в инвалидности детей виноваты родители. Это очевидно.
Так же как очевидно, что это фраза-триггер, которая вызывает эмоцию. Пусть даже эта эмоция — злость или негодование в чистом виде. Я все понимаю. Но лучше так, чем безразличие, которым сквозит при попытках поднять эти болезненные темы сложившихся в обществе стереотипов.

<…> Удивляет отсутствие малейшей рефлексии относительно написанного. Дочитать до конца, прежде чем стучать пальцами возмущенные отзывы. Эти месседжи призваны разрушать глупые и несостоятельные стереотипы в обществе относительно заявленных проблем. Судя по той реакции, которою они вызывают, проблем со стереотипами действительно вагон.

Мы все сталкиваемся с глупостью, неадекватностью, стереотипами каждый день, и, на мой взгляд, молчание или активное негодование не решает вопроса. Обвинять родителей в болезнях детей глупо и преступно. Считать, что инвалиды недееспособны, глупо и преступно. Считать, что в благотворительности не должно быть достойных зарплат, глупо и преступно.

Такая великолепная реклама на билборде, рассчитанная на автомобилистов, которые видят 10 секунд данную вывеску.

Раз 5…

Опубликовано Екатериной Бурлаковой Суббота, 30 января 2021 г.

Нам жаль, если чьи-то чувства были задеты, за это и мы, и агентство приносим свои искренние и большие извинения. Плакат снесем. Жаль только, что это не решит проблему.

Нам также очень жаль, что люди, которые глубоко в теме, позволяют себе считать оставшуюся часть населения неспособными понять месседжи, которые мы заложили в эти принты. Надеюсь, что вы опечатались, когда предполагали, что, проезжая мимо нашего плаката, безымянный водитель сделает однозначный вывод о вине родителей в инвалидности их детей, а при встрече со знакомым или с незнакомым родителем с ребенком инвалидом он обязательно швырнет в них камнем и будет тыкать пальцем. Уверена в том, что у нас замечательные люди и, стоит только подтолкнуть их к рефлексии, процесс сдвинется с мертвой точки.

Светлана Строганова

руководитель Клуба приемных семей благотворительного фонда «Арифметика добра»

На первый взгляд, когда ты видишь билборд, ты, конечно, испытываешь шок и непонимание. И только потом начинаешь приглядываться. Задумка была про автозамену. То есть они дают некое утверждение, которое есть среди стереотипов, и автозамена предлагает правильный вариант. Сама по себе идея нормальная, цель точно хорошая, но воплощение никуда не годится.

Начнем с того, что это очень странное цветовое решение. Для жителей Москвы, например, это сделано в стилистике mos.ru. Дальше начинаешь приглядываться и в уголочке видишь: «Подарок ангелу». Я в теме и знаю, что есть такой фонд. Но другие люди не очень понимают, что это такое. Кроме того, то, что выделено красным, — это как будто какой-то аларм.

Здесь еще есть непонимание технологии. Время контакта с билбордом — 1—2 секунды.

За это время человек успевает ухватить только то, что в инвалидности ребенка виноваты родители

С социальными кампаниями надо быть очень внимательным — проверять на фокус-группах, прежде чем выбрасывать это в публичное медиапространство. Я смотрю на это с разных сторон: как просто пользователь, как мама ребенка с инвалидностью и как человек из благотворительности. Я понимаю, что ни с одной из сторон это не хорошо.

Нет такой цели — любой ценой привлечь внимание к проблеме. Это неправильный посыл и неправильная позиция. У нас и так в благотворительности много стереотипов, а тут еще сам фонд берет и с таким заявлением выступает.

Елена Клевцова

мама взрослого человека с инвалидностью, руководитель проекта «Взросление» РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Я мама взрослого человека с инвалидностью, сыну 24 года. Я руководитель проекта «Взросление» в РОО помощи детям с РАС «Контакт». А еще я водитель. И на эту историю могу взглянуть с разных сторон.

Как водитель я видела эту рекламу в Москве боковым зрением, проезжая мимо. Что я запомнила? «О! Опять родители виноваты в инвалидности детей?!» По дороге встретила еще один билборд «Жизнь детей с ДЦП — не сказка». Смысл обоих билбордов до меня не дошел, но как маму взрослого человека с инвалидностью эмоционально задел. Да, вокруг меня любящая и поддерживающая семья, среда, много часов работы с психологами индивидуально и в группе. И вот опять? Я тренированный человек, опыт за плечами большой, но и меня накрыло.

Читайте также «Производители поступают неэтично». Анна Межова раскритиковала акцию в поддержку детей-сирот в магазинах «Ленты»

Как сотрудник НКО я очень огорчилась, увидев в ленте фотографию с этим билбордом. Прочитала мелкий шрифт, это вызвало недоумение и непонимание. Зачем? Какая цель этой рекламы? Увеличение сборов в фонд? Начать дискуссию? Привлечь внимание? Знаю прекрасные отзывы о работе именно этого фонда. Но вот здесь, на мой взгляд, выбрана ошибочная стратегия в рекламной кампании.

Почему подобная кампания неверна? Она травмирует благополучателей, транслирует патерналистский подход в благотворительном секторе «Мы знаем, как вам лучше!». А это глубокое заблуждение. Даже если родители детей с инвалидностью не целевая аудитория этой рекламы, нельзя не считаться с чувствами тех, кому вы помогаете. Эта реклама в результате подкрепляет существующее в обществе заблуждение «В инвалидности ребенка виновата семья». Ущерб она уже нанесла, а есть еще отложенный ущерб.

Травматизацию родителей и формирование чувства вины, к сожалению, она именно усилила. Волна возмущения и боли вылилась на просторы социальных сетей. Боль и возмущение в тысячах комментариев. За каждым комментарием — живая история. «Не навреди» — здесь именно эта ситуация.

Ответы фонда не улучшили ситуацию с этой рекламой и могут подорвать доверие в целом к сфере благотворительности. Мы, НКО, действительно находимся в зоне пристального внимания. И для нас особенно важно быть предельно корректными.

Это не частная история конкретного фонда. Неудачные варианты социальной рекламы я встречала и раньше. В истории с рекламой фонда «Подарок ангелу» я вижу возможность и приглашение к разговору об этике в секторе благотворительности. Что является целью рекламы в благотворительном секторе? Как снизить стигматизацию семей, где есть люди с инвалидностью, и вообще любой уязвимой категории? Хочется верить, что не всякая рекламная кампания допустима в сфере благотворительности, что это в первую очередь человеческая история и только потом — бизнес.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: