Воспитанник социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» в Бузулуке Оренбургской области рассказал приемной матери о жестоком обращении с детьми со стороны сотрудников организации. Об этом в своем фейсбуке сообщила глава фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова, которая также обратилась в СК по Оренбургской области.
19 февраля региональный СК и прокуратура по Оренбургской области начали проверку информации об избиении детей в учреждении. В министерстве социального развития «Таким делам» сообщили, что, если факты жестокого обращения с детьми подтвердятся, виновные лица будут привлечены к ответственности.
«Такие дела» публикуют монолог мамы мальчика, который рассказал о насилии в реабилитационном центре.
Виктория*
Приемная мама Семена*
* Имена изменены по просьбе героев.
У меня трое детей, как кровные, так и приемные. Семену сейчас восемь лет. Его мать лишена родительских прав, а отец ограничен в них.
В центре «Радуга» ребенок находился примерно с середины декабря, без малого полтора месяца. Когда я забрала Семена из центра, он постоянно делился со мной историями из своей жизни. Я повела его к профессиональному психологу в фонд «Сохраняя жизнь». Мне сообщили, что ребенок сказал психологу, что его периодически избивали и с ним плохо обращались в приюте. Потом он сам мне рассказал все в подробностях.
По его словам, почти через ночь воспитатели приглашали старших детей 14—16 лет «посмотреть за детьми». Они сами уходили в коридор [заполнять] документы. Когда воспитатели были в коридоре, они все видели и слышали.
Старшие заходили в спальню и стучали ремнем по спинкам кроватей. Дети пугались, потому что могли получить по попе. Если дети смеялись, поворачивались с боку на бок, старшие подходили и били со всей силы по предплечью и по ногам. Оставались синяки. Мой сын назвал имена тех, кого били, — это пять-семь мальчиков.
Ночью или во время дневного сна, если кто-то один провинился — чихнул, завертелся, захихикал, воспитатели ставили его рядом с кроватью, включали свет, будили всех остальных спящих детей и ставили их по стойке смирно. Или дети на вытянутых руках держали подушку.
Также воспитатель могла схватить провинившегося за руку, впиваясь длинными ногтями в кожу. Ребенок мог стоять в гардеробе до полуночи, пока не попросит прощения. Семен там стоял с часу ночи до четырех утра.
В туалет их тоже не отпускали просто так, а только несколько раз в день по расписанию.
Однажды старшие дети бегали и столкнули младшего [ребенка] с лестницы. Скорая не приезжала, только через неделю мальчик поехал в больницу. У него оказалась трещина.
Над детьми и так издевались собственные родители или те, кто за них отвечал, а тут над ними издеваются старшие.
Я даю не юридическую оценку, а свою личную. Вероятно, в центре это уже сложившийся опыт и они считают, что это нормально. Сын рассказывал, что утром, когда некоторые дети жаловались, что их побили, воспитатели говорили: «Это хорошо для вашего поведения». Они прямым текстом при моем ребенке не говорили [старшим детям]: «Побейте младших». Но они не могли этого не видеть.
У меня нет подозрений в том, что сын что-то выдумал.
О том, что необходимо сделать, чтобы в детских учреждениях не было насилия, рассказал радиостанции «Говорит Москва» Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Александр считает, что, во-первых, представители ведомства, учредившего центр, должны контролировать то, что там происходит.
«Второе — это детский анонимный телефон доверия, доступ к которому должен быть обеспечен для детей в учреждениях. Я бы рекомендовал сделать обязательной практику, чтобы телефон находился в определенном месте. Если у детей есть доступ к мобильным, то они могут обратиться за психологической поддержкой бесплатно. Важно, чтобы в центрах тоже была такая возможность, чтобы ребенок мог позвонить неподконтрольно», — считает Александр Спивак.
Также он заявил, что необходимо создавать общественные попечительские советы, которые могли бы наблюдать за учреждениями и общаться с детьми.