Правозащитница Марина Литвинович сообщила, что члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы проголосовали за исключение ее из организации из-за интервью «Дождю». Об этом она написала в своем телеграм-канале.
По словам Литвинович, процесс инициировал один из членов комиссии, который посчитал, что она разгласила данные следствия, нарушив закон.
Правозащитница предположила, что причиной решения ОНК стало ее интервью «Дождю», где она рассказала о деталях содержания юриста Фонда борьбы с коррупцией (организация включена в реестр организаций-инагентов) Любови Соболь в ИВС. «В конце декабря 2020 года я посещала арестованную Соболь в ИВС на Петровке, где она мне рассказала о том, что ее допрашивали ночью, о том, что у нее была очная ставка и что у нее изъята обувь и защитная маска», — пояснила правозащитница.
Марина Литвинович рассказывала «Дождю», что не считает, что разглашала данные следствия, сообщив только о ведущихся в отношении Соболь следственных действиях, а не об их подробностях или результатах. «Я информировала граждан о том, что происходит в деле Любови Соболь — моя работа как члена ОНК в этом и заключается», — подчеркнула она.
За то, чтобы начать процедуру исключения Литвинович из ОНК, проголосовали 22 человека, против — семеро, трое воздержались, рассказала правозащитница. Теперь вопрос о ее исключении должен решить совет Общественной палаты.
Обновлено 7 марта в 17:25. В Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы заявили ТАСС, что Марина Литвинович неоднократно разглашала данные следствия, хотя не имела права это делать. По их информации, на нее поступали жалобы со стороны граждан, адвокатов подозреваемых и обвиняемых и органов власти из-за нарушения кодекса этики членов ОНК, закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» и регламента комиссии.
В ОНК также отметили, что Литвинович неоднократно распространяла недостоверную информацию, подрывающую доверие к институту общественных наблюдателей. «Также она допускала факты намеренной политизации института общественного наблюдения, который в базовых своих основаниях правозащитный и потому находящийся вне политики», — подчеркнули в комиссии.
Обновлено 8 марта в 10:40. Бывшие арестанты Сахарово обратились к Совету Общественной палаты России с просьбой не исключать Марину Литвинович из ОНК. На момент публикации петицию подписали больше 8 тысяч человек.
«Если Марину Литвинович исключат, ОНК потеряет одного из самых активных и деятельных своих членов: по посещаемости мест принудительного содержания Литвинович обходит своих коллег, — указано в обращении. — Она привезла для арестантов в Сахарово 10 тонн питьевой воды, гигиенические принадлежности и обеспечила необходимое для быта: тапки, наборы для линз, теплые носки и многое другое, <…> передала 11 кнопочных телефонов и переходники на симки, чтобы обеспечить сахаровцам связь с внешним миром».
Обновлено 8 марта в 14:54. Членам ОНК Еве Меркачевой и Любови Волковой, которые высказались против исключения Литвинович из комиссии, вынесли предупреждения из-за нарушения кодекса этики. Об этом правозащитница рассказала в прямом эфире радио «Эхо Москвы». Она уточнила, что после обсуждения комиссии предупреждение Меркачевой отменили.