Задержавшему с поличным пятерых предполагаемых браконьеров на территории заказника «Алтачейский» инспектору особо охраняемой природной зоны Сергею Красикову грозит тюремный срок до 10 лет колонии по уголовному делу о превышении должностных полномочий.
«Такие дела» разобрались, как может действовать инспектор и какими правами обладает.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды следят за особо охраняемыми территориями регионального и федерального значения.
Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), у госинспекторов есть ряд полномочий. Например, на территории ООПТ они имеют право:
— проверять у граждан разрешения на право пребывания;
— задерживать нарушителей законодательства об ООПТ и передавать их правоохранителям;
— досматривать транспортные средства и личные вещи граждан;
— изымать у нарушителей закона об ООПТ продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы.
Также госинспекторы
— составляют протоколы об административных правонарушениях;
— направляют в уполномоченные органы материалы для последующего возбуждения уголовных дел (часто они, видя признаки уголовного преступления, сразу вызывают на место полицейских, чтобы не потерять время для сбора доказательств);
— предъявляют иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу ООПТ средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природе.
На службе госинспекторы могут хранить, носить и применять служебное огнестрельное оружие и разрешенное в качестве служебного гражданское оружие.
По утвержденным правительством правилам, применить оружие они могут, к примеру, чтобы отразить нападение, угрожающее их жизни, задержать лиц, оказывающих вооруженное сопротивление и отказывающихся сдать оружие, остановить транспортное средство, если его водитель создает опасность для здоровья должностных лиц и не подчиняется требованиям остановиться. За исключением тех случаев, когда промедление может стоить инспектору жизни, он должен сначала предупредить, что будет стрелять, и сделать предупредительный выстрел.
«Как известно, дьявол — в деталях, — пишет в своем “Живом журнале” советник генерального директора АНО “Дальневосточные леопарды” заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий. — В соответствии с законодательством это значит, что необходим еще отдельный федеральный закон, регламентирующий условия и порядок осуществления обязательного страхования конкретных категорий должностных лиц. Именно его до сих пор принять так и не удалось. На этом поприще в Минприроды России за последние несколько лет предпринимались искренние и настойчивые попытки, но каждый раз они упирались в бюрократическую стену, пробить которую не сумели».
Часто проблемы возникают и с оружием. Эксперты отмечают, что правила его хранения настолько трудны для исполнения, что во многих организациях не могут его себе позволить.
«Закон об оружии подразумевает централизованное хранение оружия под пультовой охраной. Заповедник находится от ближайшего пункта полиции свыше чем в 100 километрах. На пультовую охрану сотрудники полиции не берут, потому что у них есть норматив прибытия группы. Они предложили поставить пост. Три миллиона нужно было в год платить. Откуда у заповедника такие деньги?» — поделился с ТД старший инспектор заказника «Алтачейский» Сергей Гурьянович Красиков.
Красиковы ходят на работу со своим оружием, но в ряде ООПТ госинспекторы остаются просто безоружными.