В России практически отсутствуют детские лагеря отдыха с доступной средой. Что можно изменить?
В июне режиссерка и приемная мама Женя Беркович написала в фейсбуке о поисках детского лагеря для Гора, подростка с инвалидностью, который передвигается на коляске. Она рассказала ТД, что ни на одном из сайтов она не нашла информацию о доступности среды. В нескольких популярных местах для отдыха ей ответили, что там не принимают детей с инвалидностью. В итоге мальчик уехал в поход на байдарках вместе с его учительницей по географии.
«Такие дела» поговорили с героями этой истории и попытались выяснить, что мешает организовать доступную среду в местах для отдыха детей.
«У организаторов лагерей нет сочувствия»
«Я вижу в Горе в первую очередь человека, а не его инвалидность. Он — совершенно обычный подросток, а не какой-то страшный и ужасный инвалид. У Гора сейчас абсолютно классический переходный возраст со всеми проблемами, и, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы он не сидел все лето и не смотрел на меня, а поехал бы в лагерь. Я бы просто немного отдохнула», — делится Фатима Медведева, мама Гора.
И сам он хотел бы отдыхать не только дома. «Я не люблю сидеть дома, мне очень нравится ездить в лагеря», — говорит сам Гор. Он был в лагере только раз — в Little People Camp, когда его организовали в доступном месте.
Фатима рассказывает, что вместе с Женей Беркович они обзванивали почти все лагеря в Москве и Подмосковье — в разных ценовых категориях, разной направленности — но ни один не согласился принять ребенка на инвалидной коляске. Фатима говорит, что ей было «дико», что у руководителей ни одного из лагерей не было даже мысли, что туда может приехать ребенок на коляске.
«Проблема даже не в деньгах, а в том, что у людей нет мысли в голове, что дети на коляске могут хотеть потусоваться, поплавать в бассейне, подучить английский и иметь обычное подростковое лето. У организаторов лагерей нет сочувствия. Я бы нашла для Гора сопровождающего, всегда можно что-то придумать, но нам даже не предлагали вариантов, а сразу отказывали», — рассказывает Фатима.
В итоге Гор отправился почти на две недели в поход вместе с учительницей географии. Подросток вместе с другими ребятами сплавился на байдарке по реке в Башкирии. «Это очень смешно, что ты живешь в Москве, но вообще ничего не можешь тут найти. Чтобы отправить обычного подростка на коляске хоть куда-то, приходится отправлять его за полторы тысячи километров», — смеется Фатима.
Почему так мало лагерей с доступной средой
Координатор проектов фонда «Шередарь» Дарья Прыткова отмечает, что в России детей с особенностями развития отказываются принимать в лагеря для детей без особенностей. Это объясняют тем, что в местах отдыха нет специальной инфраструктуры, а также педагогический состав не готов принимать таких детей.
«Даже если найти какую-то адаптированную территорию, зачастую там нет квалифицированного персонала, который может работать с детьми с особенностями. Для работы с детьми с ментальными нарушениями нужна специальная подготовка педагогического состава. Если нет специализированного лагеря от какого-то фонда, эти ребята не могут никуда попасть», — уверена Прыткова.
Руководитель программы «Травли.нет», директор Little People Camp Мария Свир подтвердила, что в России очень мало лагерей, которые готовы принимать даже детей с поведенческими особенностями. «Чаще всего бывает так: ты указываешь в анкете, какие есть проблемы. Слава богу, если кто-то вообще обратит на это внимание и позвонит тебе за уточнениями, чтобы вы как-то это проговорили.
Дальше начинаются уже проблемы», — подчеркивает Свир.
Многие руководители лагерей обижаются, когда родители пытаются отстоять свои права, говорит Беркович. По ее словам, все они объясняют отсутствие доступной среды тем, что объекты старые и их невозможно переделать, что «все и так еле выживают и что надо требовать у государства, а не у частных организаторов».
Как должна быть организована доступная среда в лагере
Руководитель смен детского выездного языкового лагеря ВКС Дмитрий рассказал, что в этот лагерь постоянно приезжают дети с инвалидностью по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он отметил, что ВКС находится на территории реабилитационного центра, поэтому он изначально был предназначен для детей с особенностями развития. По словам Дмитрия, в каждом домике, в кафе, в меддоме есть пандус, отдельные наклонные площадки ведут на сцену. Благодаря этому у детей на колясках не возникает трудностей с перемещением по территории.
Также в лагере вожатых обучают работе с детьми с особенностями развития. Все взрослые отрабатывают возможные конфликты между детьми с особенностями и остальными участниками лагеря. «Как правило, таких детей поддерживают, с ними идут на связь ребята без особенностей. Пока не было такого, чтобы тыкали пальцем», — поделился Дмитрий.
Бывшая балерина, художница и журналистка Катерина Кудрявцева, у которой рассеянный склероз, рассказала, что в 2021 году она впервые решила организовать бесплатный инклюзивный лагерь в Твери.
«Там будут палатки, спальники, кострище, есть горелка и газовые баллоны на случай непогоды, тент, где можно покушать или собираться для семинаров. Я планирую различные практики, лекции, будет арт-терапия, психология, что-то об искусстве. Зарядка каждый день: упражнения, медитация. Лагерь задуман для людей с особенностями развития. Я понимаю это шире, чем диагнозы, при которых тяжело ходить. Это могут быть и психологические состояния. Лагерь будет открыт для каждого», — подчеркивает Кудрявцева.
Она отмечает, что многие люди из-за ограничений здоровья сидят дома. Катерина хочет помочь в создании общества, открытого для общения. «Я не обещаю выздоровления. Просто какую-то отдушину. Важна мысль о том, что ты кому-то нужен», — делится девушка.
Как родителям подготовить ребенка к поездке в лагерь
Перед тем, как дети заезжают в лагерь Little People Camp, сотрудники разговаривают с родителями о ребенке, говорит Мария Свир. Если у ребенка есть особенности развития, то с его родителями встречаются отдельно и проговаривают все: чтобы поездка в лагерь не была ни для кого стрессом.
«Для ребенка с расстройством аутистического спектра, например, приехать в незнакомую среду к незнакомым людям — это сильнейший стресс, и спрашивается, зачем тогда все это нужно. Классно, если заранее получится познакомиться с вожатыми, если лагерь проведет родительское собрание хотя бы в зуме, где вы сможете посмотреть, пообщаться, задать вопросы.
Потому что дети, которые едут в лагерь в первый раз, вообще не понимают, что это такое, какие там правила, как будет выстроен день, и, скорее всего, это будет принципиальная разница от того, чем привык заниматься ребенок. Делать это лучше за две недели, чтобы ребенок начинал привыкать к новому расписанию», — отметила Мария.
Также эксперт уверена, что родитель должен подготовить к поездке ребенка в лагерь и самого себя. Если он спокойно отпускает ребенка, если он уверен в успехе того, что им обоим предстоит, то это уже половина дела, подчеркнула Свир.
Авторы: Екатерина Красоткина, Анастасия Жвик.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам