Национальная ассоциация экспертов в области первичных иммунодефицитов назвала «крайне желательной» закупку не зарегистрированного в России подкожного иммуноглобулина из-за полного отсутствия внутривенного препарата. Ввозить иммуноглобулин в страну будут отдельно для каждого конкретного человека. Об этом «Таким делам» рассказала вице-председатель общества пациентов с первичным иммунодефицитом (ОППИД) Наталья Берсенева.
По ее словам, с начала пандемии коронавируса в России ухудшилась ситуация с внутривенным препаратом «Иммуноглобулин человека нормальный», а к осени 2020 года стала критической. В октябре 2021 года лекарство стало полностью недоступно в России.
«У нас все пациенты длительное время находятся без терапии. Какие-то получали терапию в последний раз в январе. Где-то 40% прокапывались в последний раз в сентябре. И на октябрь нет препаратов. Если у кого-то есть что-то, хотя бы чуть-чуть, то это около 20% всех пациентов. У 80% всех пациентов длительное время нет вообще ничего. Это прямая угроза жизни», — объяснила Берсенева.
Из-за этого ОППИД обратилось к Национальной ассоциации экспертов в области первичных иммунодефицитов. Общество спросило, можно ли в таком случае закупать не зарегистрированный в России подкожный иммуноглобулин.
«В связи с этим закупка не зарегистрированных в РФ препаратов ИГ c подкожным путем введения не только рекомендована, но и крайне желательна. <…> Рекомендуем пациентам обращаться в Федеральные центры для получения заключений врачебных комиссий, а также в местные органы здравоохранения для инициации процесса закупки препаратов ИГ для подкожного введения», — говорится в ответе ассоциации.
По словам Натальи, этот процесс займет много времени, потому что закупки будут индивидуальные, а пациенты только начали обращаться за назначениями. «Дальше это вопрос к тому, чтобы региональные власти не препятствовали приобретению препаратов», — отметила она.
Внутривенный иммуноглобулин пациентам нужно вводить раз в четыре недели, подкожный — раз в неделю. Применение одного из этих препаратов жизненно необходимо людям с первичным иммунодефицитом.
Дефицит внутривенной формы во время пандемии возник во всем мире: из-за локдауна снизился сбор необходимой для его производства плазмы. Но в России проблемы сохранились даже после снятия ограничений, потому что долго не пересматривались предельные цены. Фармкомпаниям было проще уйти с российского рынка, чем продавать иммуноглобулин себе в убыток. Цены пересмотрели в августе 2021 года. Но производство иммуноглобулина — долгий процесс, а России он нужен в больших количествах, поэтому неизвестно, когда он вновь поступит в нашу страну.
До этого президент фонда «Подсолнух» Ирина Бакрадзе рассказывала «Таким делам», что, по данным Национального регистра пациентов с первичными иммунодефицитными состояниями на второй квартал 2021 года, без препарата рискует остаться 1741 человек с заместительной терапией.