«Скоро „вакцина“ сработает и вы умрете». После кибератаки бот «Госуслуг» рассылал сообщения, отрицающие коронавирус
После мощной атаки на сайт «Госуслуги» бот портала Макс начал рассылать сообщения, отрицающие существование коронавируса. Об этом «Таким делам» рассказала пользовательница сервиса Татьяна Громова.
В районе 16:00 Громова зашла на сайт «Госуслуги» с рабочего компьютера, поскольку мобильное приложение портала не открывалось.
«Началось все с того, что я посмотрела в приложение “СТОП Коронавирус”, — у меня должно быть два сертификата, два QR-кода. Я переболела, и у меня есть прививка. Я туда зашла и [увидела, что] у меня есть один QR-код с очень странным сроком — с 8 ноября по 4 декабря. Я не поняла, что это за сертификат. А вакцинации нет вообще. Я подумала, что надо куда-нибудь написать, потому что вроде как 8 ноября был сбой, а потом все починили. Я полезла на сайт “Госуслуги”. У них нет никакой обратной связи, зато есть этот робот на первой странице. Я на него нажала. Я задала вопрос: “Почему не отображается QR-код в приложении “СТОП Коронавирус”?” Ну и на мой вопрос он ответил, что мы скоро умрем все», — сказала Громова.

Татьяна отметила, что сперва восприняла сообщения бота как шутку. При этом робот-помощник использовал несколько ответов.
«Не тратьте оставшееся время ни на какие жалобы. Скоро “вакцина” сработает и вы умрете», — сказано в одном из сообщений бота.
В другом ответе робот-помощник сообщает, что коронавируса не существует.
«Вас развели, и никаким “коронавирусом” вы не болели. Факт существования этой “болезни” никем не доказан. Коронавирус НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Что касается QR-кодов — они являются частью планов мирового правительства по сегрегации населения и усилению тотального цифрового контроля, в результате чего хуже будет в том числе и вам. Если вы не поддерживаете эти планы — обойдитесь без QR-кода», — сказано в нем.
По словам Громовой, после пяти вечера бот перестал присылать эти сообщения. «Сейчас он пишет, что ничем помочь не может, и предлагает перейти на старую версию поиска», — добавила она. При этом старые ответы остались в диалоговом окне пользовательницы.
«На самом деле если бы я была более чувствительным человеком, я, наверное, могла бы даже очень расстроиться от такого ответа. Я посмеялась, но это, конечно, не лучшая версия ответа», — отметила Татьяна.
11 ноября в Минцифры сообщили «Интерфаксу», что «Госуслуги» второй день подряд «подвергаются самой мощной за все время функционирования портала кибератаке».
«Отдельным объектом атаки являлся робот Макс. Экспериментальный чат-бот робот Макс не имеет доступа к личным данным пользователей и разработан исключительно для консультаций», — говорится в сообщении министерства.
В Минцифры отметили, что служба информационной безопасности портала переведена на усиленный режим работы. Первая атака, мощностью свыше 680 гигабит в секунду, была зафиксирована 10 ноября.