«Нет половины стекол, трещины в стенах, повсюду тараканы». В Самаре жители аварийного дома годами не могут добиться положенного по закону переселения
В Самаре жители дома № 56 по улице Фрунзе сообщили, что департамент управления имуществом города несколько лет не может предоставить им постоянное жилье. При этом здание давно признано аварийным и непригодным для проживания. Об этом «Таким делам» рассказала жительница дома Ольга Шалева.
По ее словам, дом, в котором она ранее жила со своим сыном Виталием, сгорел восемь лет назад. Тогда власти Самары выдали семье на полгода жилье в местной достопримечательности — доходном доме Челышева 1899 года постройки, который признан объектом культурного наследия и памятником архитектуры.
«В доме очень плохие условия: в окнах нет половины стекол, повсюду тараканы, которых невозможно морить. Они падают на нас, ползают по диванам и даже в холодильнике. С потолка в коридоре льется вода, неисправны газовые плиты. При этом мне говорят, что мы должны менять их сами. Жить здесь невыносимо и опасно», — говорит Шалева.
В декабре 2021 года она обратилась в департамент управления имуществом Самары с вопросом об обещанном переселении. В январе в ведомстве ответили, что дом Челышева признан аварийным, а его помещения «не отвечают установленным требованиям, следовательно, не могут быть объектом найма». Ольге предложили предоставить документы для получения нового жилья. При этом в ответе было указано, что все свободные помещения, которые есть у департамента сейчас, предоставят только гражданам, добившимся этого через суд.
«Они [сотрудники департамента] говорят, что не могут дать нам постоянное жилье, потому что у нашего государства нет денег. Но в моей семье нет материальной возможности обратиться в суд», — рассказывает Ольга.
По ее словам, дом должны были расселить 1 января 2021 года, об этом также свидетельствует соответствующая табличка на стене здания. Но семью Шалевых могут переселить только в общежитие в поселке Озерном или в Курумоче. Виталий, 14-летний сын Ольги, учится в классе для детей с ОВЗ, поэтому такое переселение станет для него проблемой.
«Он не сможет проехать пять остановок, потому что заблудится», — подчеркнула женщина. При этом сотрудники департамента имущества Самары, узнав, что юноше 14 лет, сказали, что «он уже самостоятельный», поделилась Ольга.
Нина Винокурова, соседка Ольги по дому Челышева, рассказала «Таким делам», что ей предоставили квартиру в доме № 56 по улице Фрунзе в 1998 году. Согласно распоряжению администрации Самары, семья Нины должна была прожить там год, однако постоянное жилье Винокуровым не выделили до сих пор.
«Мы живем в нечеловеческих условиях. Тараканов и крыс периодически морят, но это бесполезно. В доме очень холодно, отопление не помогает, потому что в доме есть щели. Из-за этого постоянно болеют дети», — рассказала Нина.
Она добавила, что ее семья стоит в очереди на получение жилья как малоимущие граждане. «С учетом того что в год люди получают максимум 30 квартир, вряд ли мои праправнуки получат жилье», — заключила женщина.
В историческом центре Самары есть два доходных дома Челышева: улица Фрунзе, 56, и Красноармейская, 60. Оба здания названы по фамилии их владельца — самарского купца XIX века Дмитрия Челышева (Челышова). Оба дома были построены в конце 1890-х годов. После 1917 года большевики разделили бывшие доходные квартиры, где жили учителя, врачи, юристы, и устроили в них коммуналки, которые сохранились до сих пор. В каждой квартире живет несколько десятков человек, которые пользуются общими кухнями, туалетами и коридорами. Здание на Красноармейской относится к памятникам культуры федерального значения, в 2019 году оно было признано непригодным для проживания.