В Норильске полицейские задержали три машины с мясом дикого оленя, которое охотники из Усть-Авама отправили на реализацию. Кроме того, в домах местных жителей прошли массовые обыски. Об этом «Таким делам» рассказал президент Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Геннадий Щукин.
По его словам, в таймырском поселке Усть-Авам проживают представители двух малочисленных народов — долганы и нганасаны. Для большинства жителей охота и рыбалка — единственный источник дохода.
«Ловить рыбу нам теперь нельзя, так как реки отравлены после разлива дизельного топлива на предприятии “Норникеля”. Компания нам, конечно, не помогает. Приходится спасать себя самим, всеми способами пытаемся выжить. Осталась только охота. В отдаленных поселках нет магазинов, поэтому добычу обменивают на сахар, чай, лекарства, запчасти для снегоходов», — сообщил Щукин.
В январе несколько родовых общин Усть-Авама загрузили три машины с добытыми тушами дикого оленя и отправили их на реализацию в Норильск. Мясо, как отметил Щукин, имело все необходимые сопроводительные документы и ветеринарные справки.
21 января, когда груз прибыл в Норильск, его задержали полицейские. Они не назвали основания для задержания, не дали протокол, пояснил Щукин. После инцидента он написал заявление в МВД России.
Кроме того, как рассказал Щукин, полицейские вместе с сотрудниками госохотнадзора Норильска обыскали все дома жителей Усть-Авама, а сейчас приехали в Волочанку.
«Домой к людям бесцеремонно приходят с оружием, в том числе ночью, пугают детей, стариков, — сказал Щукин. — Полицейские не показывают постановления об обысках, допрашивают. Заставляют открывать хозяйственные помещения, опечатывают контейнеры с мясом и не дают протокол об изъятии. Говорят: “Не снимайте нас на видео, а то всех посадим”. Нас считают дикарями. Полицейские находят и изымают даже те туши, которые хранятся в тундре под снегом. Наши бедные люди все отдают, потому что при виде погон приходят в ступор. Никто не понимает, что происходит».
По факту обысков было направлено обращение в прокуратуру Красноярского края. «Такие дела» направили запрос в ГУ МВД по Красноярскому краю.