Такие дела

«Это узники совести, невероятно стойкие и смелые». ЛГБТ-активисты — о приговоре двум братьям из Чечни, похищенным силовиками в Нижнем Новгороде

Ачхой-Мартановский районный суд Чечни приговорил к срокам до восьми лет лишения свободы братьев Салеха Магомадова и Исмаила Исаева, которых в феврале 2021 года силой вывезли в республику из Нижнего Новгорода. Салеха и Исмаила признали виновными в участии в незаконном вооруженном формировании и назначили им восемь и шесть лет заключения соответственно. Российские ЛГБТ-активисты в беседе с «Такими делами» назвали приговор расправой из-за сексуальной ориентации молодых людей и их оппозиционных политических взглядов.


Салех Магомадов и Исмаил Исаев во время оглашения приговора суда
Фото: кризисная группа «СК SOS»

Мирон Розанов

представитель кризисной группы «СК SOS»

Дело против Салеха и Исмаила полностью сфабриковано. Считаю, что, если бы не огласка, братьев уже бы убили. Исмаила задерживали еще в 2019 году за то, что у него был ЛГБТК+ флаг в телефоне. Парня отпустили, когда мать заплатила за него 300 тысяч рублей.

В 2020 году Исмаила, Салеха, их старшего брата Саида, мать Зару и отца Сайпуты задержали и отвезли во 2-й полк Ахмата Кадырова. Родственников тогда отпустили, а Салеха и Исмаила два месяца пытали током, избивали, заставляли учить Коран, вынудили записать публичное извинение. Просто потому, что они атеисты. Просто потому, что они не любят текущую власть. Просто за то, что они были модераторами телеграм-канала «Осал нах 95».

Исаева и Магомадова отпустили лишь под предлогом сотрудничества. Исмаилу предлагали зарплату в 50 тысяч рублей за то, чтобы он «сливал» данные оппозиционеров и атеистов. Таковы реалии в Чечне.

Я осознаю, что похищение ребят из Нижнего Новгорода в феврале 2021 года — месть за их отказ сотрудничать, месть за то, что Исмаил продолжал писать в оппозиционные телеграм-каналы, акт ненависти ко всем ЛГБТК+ людям мира.

Это абсурдное и убогое обвинение, гласящее, что братья дважды передавали продукты одному из членов незаконного вооруженного формирования в июне 2020 года. В этот период в Чечне был карантин. Людей, которые выходили на улицу «без причины», просто ловили и избивали. Это действие, которое приписывает братьям следствие, в принципе физически невозможно было сделать.

Я прошу писать Салеху и Исмаилу письма. Их данные есть на сайте «Мемориала»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента  , а сделать это можно анонимно через ФСИН-письмо. Поддержка важна. Они узники совести, невероятно стойкие и смелые. Адвокаты будут обжаловать решение суда и продолжать бороться за справедливость.


Игорь КочетковФизическое лицо включено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента  

один из основателей Российской ЛГБТ-сети

Здесь нет смысла говорить о строгости приговора. Это не приговор и не суд, а расправа. Свидетели по делу отказались от своих показаний, заявив, что подписали готовые протоколы. Никаких доказательств причастности ребят к террористической деятельности нет.

Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина справедливо заметила, что очень странно, что террористическая организация, связанная с запрещенным в России «Исламским государством», привлекает в свои ряды атеистов.

Все обвинения абсурдны, Магомадова и Исаева преследуют исключительно за их взгляды, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность. Особенно учитывая то, что они этого не скрывают.


Кир Федоров

психолог, сооснователь движения «Психология за права человека»

Очень показательны пессимизм и ощущение беспросветности, которые сопровождали это дело в течение последнего года. С февраля 2021 года, когда Салех и Исмаил были похищены из Нижнего Новгорода, правозащитники приложили максимум усилий, чтобы постараться им помочь, насколько это возможно в контексте «чеченского правосудия».

Безумно жаль ребят и их семью. Одна часть родственников опровергла принадлежность братьев к ЛГБТ-сообществу. Это была попытка дистанцироваться и обезопасить себя. Другая часть семьи уже покинула страну.

В Чечне и во всей России требуются большие политические изменения для того, чтобы Салех и Исмаил были на свободе. Но когда это произойдет — непонятно.

Exit mobile version