«Почти все предметы изучал самостоятельно»
Сын Виктории Гласко Герман в 2009 году пошел в первый класс общеобразовательной школы. «Отвези, привези, купи — больше меня измучили, чем чему-то научили ребенка», — рассказывает женщина. Через год она забрала сына на семейное обучение.
«Я работала и учила его сама один час в день по учебникам, — вспоминает Виктория. — За два года мы прошли программу трех классов, сын сдал аттестацию за четвертый класс. Потом у меня родился второй ребенок — стало меньше времени, и я давала старшему задания, которые он сам выполнял».
В середине шестого класса мальчик решил пойти в обычную школу, а потом поступил в седьмой класс в учреждение для одаренных детей, начал заниматься наукой. Через год школу закрыли, и мама спросила, чем ребенок хочет заниматься. Он ответил, что мечтает петь и танцевать, — и поступил в музыкальную школу.
«Тогда не было никаких онлайн-платформ — сыну сказали приходить раз в три месяца на аттестацию. Почти все предметы он изучал самостоятельно, только русский — с бабушкой: она хотела с ним чем-то заниматься, потому что ей не хватало общения с внуком», — рассказывает Виктория.
Пока сын был на заочном, его мама решила объединиться с другими родителями — так появился семейный клуб «Кайманчик». Вместе семьи ходили в походы, организовывали праздники. Они арендовали помещение, купили проектор, и раз в неделю дети презентовали доклады на темы, которые их интересовали. Параллельно с учебой ребята организовали театр и поставили несколько спектаклей.
После девятого класса Герман решил не учиться в старшей школе, а путешествовать, заниматься блогингом и музыкой. Виктория перевела сына на самообразование, он прикрепился к первой дистанционной платформе, которая тогда появилась в Санкт-Петербурге, — это стоило 22 тысячи рублей.
Через несколько месяцев Герман прошел на платформе тестирование за десятый и одиннадцатый классы. Поступать в университет 15-летнему подростку было рано. Но чтобы получить аттестат о среднем полном образовании, нужно было сдать ЕГЭ по русскому и математике — он подал документы на прохождение экзаменов.
Сейчас Герману 21 год, он блогер с 780 тысячами подписчиков в инстаграме, музыкальный исполнитель и студент четвертого курса по специальности «реклама и связи с общественностью» — его мама говорит, что он решил изучать в вузе то, чем уже активно занимался. «Все стало возможным благодаря семейному образованию», — уверена Виктория.
Каким может быть альтернативное образование
Согласно закону «Об образовании» в России дети могут получать образование в любой форме, все они равноценны:
- классический очный формат, когда ребенок каждый день ходит в школу;
- очно-заочное образование, когда семья выбирает, какие предметы ребенок будет изучать в школе, а какие — альтернативным способом;
- заочное образование, когда ребенок учится вне школы, но ежегодно сдает экзамены (это похоже на заочную систему в вузах);
- семейное образование, когда ребенок не числится в школе и учится полностью по своей программе;
- самообразование, когда после девятого класса ученик не ходит в школу, но готовится к ЕГЭ — он прикрепляется к какой-то школе и пишет экзамен на ее базе.
Семейное и заочное образование не стоит путать с домашним (надомным).
Дети с некоторыми заболеваниями имеют право перейти на надомное обучение — перечень таких диагнозов закреплен в приказе Минздрава. Это не отдельная форма образования: по сути, ребенок остается учеником конкретной школы. Но поскольку из-за особенностей здоровья он не может посещать уроки, учителя приходят к нему домой. По санитарным нормам школы обязаны предоставлять таким детям 21 час в неделю в начальных классах, для учеников средней и старшей школы это время увеличивается.
При очно-заочной и заочной формах обучения надо проходить аттестацию. Для этого ученик должен прикрепиться к какой-то школе. Учреждение высылает семье график экзаменов. Как правило, тестирование проходит раз в триместр.
На семейном обучении сдавать экзамены каждый год необязательно. Единственная аттестация, которую необходимо пройти, — за девятый класс. Чтобы получить аттестат об основном общем образовании, нужно также сдать ОГЭ. Все остальные экзамены — по желанию семьи. Если ученик решает их сдавать, ему тоже надо прикрепиться к школе, но только на период прохождения испытаний. Некоторые учреждения предоставляют возможность проходить все тесты онлайн. Аттестоваться можно сразу за несколько классов.
Гласко объясняет, что обычно промежуточные аттестации нужны детям на семейном обучении, если они хотят потом вернуться в школу. После экзаменов семья получает бланк с оценками ребенка.
По словам Гласко, проще организовать сдачу экзаменов на заочном обучении. «Обычно это несложно, на тест есть несколько попыток», — говорит она. Поэтому многие родители отдают предпочтение такой форме. Другая причина, по которой семьи выбирают заочное образование, а не семейное, — страх, что ребенок не будет числиться в школе. Родители боятся излишнего внимания со стороны органов опеки.
Почему семьи выбирают альтернативные формы обучения
Педагог Дима Зицер говорит, что тенденция перехода на альтернативные формы обучения стремительно растет. Согласно исследованиям, в 2015 году 8,5 тысячи детей были на семейном обучении, к 2020 году эта цифра выросла до 20,4 тысячи.
По наблюдениям Гласко, основные причины для выбора альтернативных форм образования следующие.
- Родители недовольны качеством образования в школах и хотят выстроить обучение так, чтобы их дети развивались быстрее или гармоничнее.
«В рамках альтернативной школы вы можете реализовать практически любые практики. Например, ввести безоценочную систему», — говорит директор Центра поддержки семейного образования (ЦПСО), мама пятерых детей Гузель Гурдус.
- Ребенку тяжело встроиться в школьную жизнь из-за личных особенностей: например, у него синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия или дисграфия.
Анна Щербакова из Москвы рассказывает, что перевела сына на заочное обучение через четыре месяца в первом классе: мальчик сильно уставал и постоянно болел. По словам мамы, дома он стал чувствовать себя намного лучше.
- У ребенка очень плотный график внешкольных занятий. Например, он профессионально занимается спортом, музыкой, танцами.
- Образ жизни родителей не предполагает школьного расписания: они много путешествуют или постоянно переезжают с места на место.
Год назад Анна Комаровская вместе с сыном уехала в Польшу, ребенок пошел в третий класс местной школы. Женщина не знала, смогут ли они адаптироваться в новой стране. Перед отъездом Анна перевела мальчика на семейное обучение. Весь год параллельно с польской школой мама учила сына по российской программе. В конце учебного года семья решила вернуться в Россию. Мальчик прошел аттестацию и в сентябре пошел в четвертый класс московской школы.
Какие проблемы могут возникнуть при семейном или заочном образовании
Недостаток общения у детей
Татьяна из Московской области рассказывает, что ее дочка три года (с третьего по пятый класс) провела на семейном обучении, а в сентябре вернулась в школу. «Сначала нравилось, все было чудесно, — делится мама. — Потом сказала, что не хватает общения, что хочет в обычную школу: “Чтобы быть обыкновенным ребенком с нормальными детскими проблемами. Хоть будет что обсудить”». Женщина будет наблюдать за состоянием школьницы — в любой момент она готова вернуть дочь на семейную форму.
Психолог, специалист по детско-родительским отношениям Светлана Лукка отмечает, что при семейном обучении ребенок замкнут в узком кругу членов семьи. Но детям важно общение со сверстниками. Оно влияет на умение строить отношения с другими детьми, на погружение в молодежную культуру. Поэтому семье важно искать для школьника альтернативные возможности для социализации.
Гузель Гурдус замечает, что у ее детей нет недостатка в общении из-за семейного образования. «Раз у ребенка появляется много свободного времени, его хочется записать на все кружки, которые приносят ему удовольствие, — рассказывает она. — Моя дочь ходит на балет, на курс диалектики, в бассейн, в театральную студию. У сына в расписании есть курс риторики, шахматы, борьба, футбол».
Совмещение ролей педагога и родителя
«При семейном обучении родитель превращается в наставника, — обращает внимание Лукка. — А кто же тогда будет выполнять родительскую роль?»
Психолог советует разделить общение с ребенком в рамках учебы и детско-родительских отношений. В роли педагога взрослый может ставить задачи и беседовать об успешности. Когда он возвращается в роль родителя, важно не забывать про эмоциональный контакт, доверие и принятие.
Сложности с мотивацией
Если на семейном обучении ребенок сам определяет, чем хочет заниматься, проблем с мотивацией, как правило, не возникает. Если они все-таки появляются, Гурдус советует спросить: «А почему ты больше не хочешь этим заниматься? Ты же хотел достичь вот таких результатов». Если ему надоело, например, заниматься биологией, нужно понять, как сделать эти занятия интереснее. Либо можно договориться, что он пройдет какой-то минимум, чтобы сдать аттестацию, а освободившееся время посвятит чему-то еще.
Непонимание окружающих
По словам директора ЦПСО Гузель Гурдус, в центр часто обращаются семьи из регионов, где приверженцев альтернативного образования мало. Родители жалуются на осуждение соседей, друзей. Из-за этого появляются сомнения: «А вдруг я делаю что-то не так?» В таком случае эксперты советуют искать локальные сообщества единомышленников, например, в тематическом телеграм-чате. Многие платформы для аттестации устраивают объединяющие онлайн- и офлайн-встречи для семей из разных регионов.
Недостаток пространства для учебы
Для семейного обучения ребенку нужно рабочее место — квартиры не всегда позволяют удобно его организовать. Проблема усугубляется, если дома занимаются и другие дети. Гурдус приводит в пример мать девятерых детей, все они на семейном образовании. Чтобы обеспечить всем комфортный процесс обучения, в семье есть правило: младшие занимаются в первой половине дня, старшие — во второй.
Усталость родителей
«Наступает момент, когда я просто физически устаю, — делится Гурдус. — Тогда я говорю себе: я устала, учить и воспитывать детей в таком состоянии не стоит. Можно неделю отдохнуть и никого не контролировать — пусть идет как идет. Если дети неделю или две не будут учиться, ничего катастрофического не произойдет».
Как перейти на альтернативные формы обучения
На заочное образование
- Родителю нужно написать и передать в школу заявление о переводе на заочное обучение по готовой форме.
- Затем достаточно следовать инструкции, которую предоставляет само учреждение.
Виктория Гласко советует обращаться в школы, которые специализируются на работе с «заочниками», например:
Такие школы полностью сопровождают родителей в вопросах документов и предоставляют детям удобные платформы для аттестации.
По месту прописки или временной регистрации проходить тесты можно бесплатно. Если семья хочет прикрепиться на заочное обучение не в своем регионе, тогда за сдачу экзаменов школа может потребовать плату.
В девятом классе может возникнуть проблема с прикреплением к школе для аттестации. Виктория Гласко объясняет, что администрация учреждения заинтересована в том, чтобы ребенок хорошо сдал ОГЭ: руководству нужны хорошие показатели. Поэтому в начале года школьника могут попросить написать пробный экзамен, чтобы убедиться, что он способен получить хотя бы тройку. Если «пробник» сдать не получается, с прикреплением могут возникнуть трудности.
На семейное образование
- Семье нужно забрать документы ребенка из школы. По словам Гласко, директор может быть против, но по закону он не имеет права принимать решение о том, по какой форме ребенок будет учиться. Если руководство школы отказывается выдавать документы, эксперт советует просить письменный отказ — обычно это срабатывает.
- В течение максимум 15 дней после приказа об отчислении необходимо уведомить о смене формы обучения департамент или управление образования по месту жительства. Иначе органы опеки будут считать, что родитель не выполняет свои обязанности. Образец уведомления дадут в ведомстве. Гласко советует подписать две копии документа, одну оставить себе.
После этого нужно определиться, где ребенок будет проходить аттестацию. За две недели до сдачи экзаменов (до 1 февраля текущего учебного года, если ученик собирается сдавать ОГЭ или ЕГЭ) нужно прикрепиться к школе, например той, которая предлагает аттестацию для «заочников». Или к онлайн-платформе, которая работает как посредник с аккредитованными для аттестации школами-партнерами. Например:
В большинстве случаев экзамены можно сдать онлайн, в том числе из-за границы. Исключение — ЕГЭ и ОГЭ. Их нужно сдавать очно в одной из российских школ.
Гласко подчеркивает, что, если родитель хочет снова отдать ребенка в школу, это можно сделать в любой момент — никаких дополнительных уведомлений оформлять не нужно.
Как организовать альтернативное обучение ребенка
Первым делом нужно понять, кто будет учить ребенка. Это может быть сам родитель, другие родственники или репетитор. Ребенок может учиться сам (обычно так происходит в старших классах) или через онлайн-школу.
По словам Гласко, сейчас распространена другая система: несколько семей с общими ценностями объединяются и «придумывают образование» для детей — нанимают педагогов, ищут помещение, составляют расписание. Дима Зицер рассказывает, что в некоторых сообществах родители устраивают дежурство: раз в две недели один из них преподает группе детей.
Динара Щербакова из Москвы организовала семейный класс для своей дочери в 2020 году, сейчас ее проект превратился в целую семейную школу. Женщина познакомилась с педагогом центра «Перспектива» Оксаной Шулевой и доверила ей найти компетентных учителей для класса дочери, а сама занялась привлечением других семей.
Дальше нужно определиться с программой. Гузель Гурдус говорит, что большинство родителей используют готовые учебники. Другие придерживаются популярных образовательных методик: Монтессори, Вальдорфской школы. К этим стандартам можно добавлять свои «хотелки». Например, для Динары Щербаковой было важно, чтобы дети изучали латинский язык, риторику, историю искусств.
Дима Зицер подчеркивает, что семейное образование совершенно не обязательно подразумевает шесть уроков в день — родители сами формируют программу и учебный план.
«Все устроено не так, — говорит педагог. — Можно проходить счет во время прогулки, записывать исторические факты в музее». Гурдус рассказывает, что во многих московских музеях занятия для детей на семейном обучении стали распространенной практикой.
У школьника вообще может не быть программы в привычном смысле. Младшему сыну Виктории Гласко 11 лет, он на заочном обучении. После опыта со старшим ребенком женщина решила вообще не ориентироваться на школьную программу — мальчик сам ставит себе цель на год (обычно это какой-то навык) и думает, как ее достичь. Мама его только поддерживает.
«В этому году у него есть цели в паркуре и плавании, — рассказывает Виктория. — Еще сын любит точные науки. По возрасту он в пятом классе, а знания математики у него уровня 8–11-го классов. В прошлом году он решил, что хочет подтянуть русский, сам нашел себе преподавателя, договорился с ним, попросил меня оплатить занятия. Как и у старшего брата, у него есть проблемы с чтением и письмом. В обычной школе он был бы двоечником. А на заочном обучении обгоняет программу».