Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Заметка

«Цель занятий — жизнь». Как работают мастерские и онлайн-занятия для взрослых с особенностями ментального развития

Партнерский материал

В России более 500 психоневрологических интернатов (ПНИ). Это государственные учреждения, в которых живут совершеннолетние люди с особенностями психического развития, нуждающиеся в постоянном уходе. У большинства постояльцев ПНИ нет жилья или близких, которые могли бы о них заботиться, общаться с ними, обучать необходимым для жизни навыкам. В 2020 году инклюзивный центр ТВЕРСКАЯ15 запустил проект «Я могу больше». Это комплексная программа для постояльцев ПНИ, в которую входят творческие занятия, обучение в профессиональных мастерских, а также онлайн-уроки. «Такие дела» пообщались с учениками и преподавателями центра ТВЕРСКАЯ15 и выяснили, как проект помогает взрослым с особенностями ментального развития поверить в себя и постепенно становиться самостоятельнее.  

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

Глина, стекло и кусочки линолеума в самом сердце Москвы

Центр ТВЕРСКАЯ15 открылся в Москве четыре года назад. Его помещение оформлено в стиле лофт: кирпичные стены, высокие потолки. На первом этаже пространства — стойка администратора, рейл с вешалками для верхней одежды, зона для приготовления чая и кофе и небольшая кухня.

На втором этаже находятся мастерские, в которых проходят занятия по керамике, созданию изделий из стекла в стиле тиффани и линогравюр. Регулярно центр посещает около 20 человек с особенностями ментального развития. 

Участники гравюрной мастерской вытачивают узоры на кусочках линолеума специальным резцом. Узор переносят на отрезки картона, из которого потом получаются цветные открытки. Те, кто выбрал стекольную мастерскую, вытачивают на специальном станке кусочки стекла, из них позже создают витражи. Участники керамической мастерской раскатывают рыжеватую глину скалкой, кладут уже готовый блинчик на полукруглую форму и обрабатывают будущие тарелки. Из оставшейся части глиняного блинчика стаканом вырезают кружочки, которые станут магнитами. На них появляются надписи: «Мы или не мы», «Лето бесконечное», «Июль был», «Ты был», «Я или кот».

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

В центре также проходят мероприятия некоммерческих организаций, есть инклюзивный лекторий, театр и ярмарка. 

«Любой человек может прийти на занятие или мероприятие и чувствовать себя своим», — говорит координатор программ для людей с ментальными особенностями центра ТВЕРСКАЯ15 Анастасия Дробышева.

«Я не умела, но я учусь — и теперь я могу»

В августе 2020 года центр ТВЕРСКАЯ15 запустил проект «Я могу больше». Его цель — социальная адаптация постояльцев ПНИ. Сотрудники центра планировали прививать жильцам интернатов навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Но из-за пандемии коронавируса все ПНИ в России закрыли на карантин.

Сотрудники центра и волонтеры больше не могли проводить очные занятия, а постояльцы потеряли возможность выходить из интернатов. В итоге люди с ментальными особенностями начали терять свои социальные и профессиональные навыки. Чтобы поддержать подопечных, сотрудники ТВЕРСКОЙ15 решили организовать онлайн-занятия — целый год проект существовал только в дистанционном формате. 

«Мы спрашивали ребят, с которыми была связь, чего они вообще хотят, — рассказывает Дробышева. — В итоге стали регулярно проводить индивидуальные занятия по чтению, математике, русскому и английскому языку, групповые — по живописи, лепке из пластилина, а также адаптированные занятия по окружающему миру и мифам народов мира, встречи кино- и книжного клуба».

Для проведения занятий нужно было наладить связь с подопечными. У некоторых постояльцев ПНИ были телефоны, остальным центр закупил и раздал планшеты, а также сим-карты с предоплаченным интернетом от Tele2. Но сначала многих подопечных нужно было обучить пользоваться новыми устройствами и интернетом. Кто-то не мог подключиться к Zoom, кто-то не мог читать сообщения в мессенджерах. Некоторые не умели определять время — таким участникам помогали установить на телефоне будильники, которые звонили перед началом занятий.

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

«Было очень интересно и нам, и ребятам. Это не только про сами занятия. Это про выбор: я могу сам решать, посещать ли мне их. Мы говорили ребятам, что, если им слишком трудно или неинтересно, они могут отказаться от занятий, никто не будет их за это ругать. Но у многих участников появилась мотивация — разобраться, что такое время, например», — рассказывает программный директор центра Мария Михайлова.  

Дробышева приводит в пример подопечную, которая не умела читать. Для нее организовали онлайн-занятия по чтению, на которых она освоила не только буквы, но и полезные навыки: научилась пользоваться планшетом, а потом даже купила телефон. Благодаря проекту у нее появилась мотивация: все подключались к групповым занятиям, ей тоже это было интересно.

«Я тоже хочу. Я не умела, но я учусь — и теперь я могу, например, скачать себе песню из интернета, могу кому-то позвонить и сказать, что я заболела или опаздываю», — цитирует участницу проекта Дробышева.

«В чем разница между сырой и вареной картошкой?»

В 2021 году коронавирусные ограничения начали снимать, и участники проекта стали приезжать из ПНИ в ТВЕРСКОЙ15 в сопровождении тьюторов центра. Они занимались арабскими танцами, арт-терапией, рисованием, лепкой из пластилина, посещали мастерские — керамическую, стекольную и кулинарную. 

«Мы организовали мастерские, чтобы ребята приобретали разные навыки, но параллельно мы захватываем аспекты жизни, которые мы не предполагали захватить, — объясняет Анастасия. — Кто-то учится готовить, кто-то начинает со всеми более активно общаться и вливаться в коллектив. Кто-то начинает интересоваться чем-то новым просто потому, что он попал в наше пространство, поле общения. Такая дружественная атмосфера очень благотворно на них влияет». 

В проекте участвует девушка, которая до этого ни разу не ездила в метро, — благодаря занятиям она смогла покинуть интернат и попасть в центр, рассказывает Дробышева. Еще одна подопечная раньше не различала сырые и вареные яйца — думала, что это просто разные продукты, которые можно купить в магазине, и не понимала, что одно может превратиться в другое. По этой же причине девушка могла положить в салат сырую картошку. Теперь подопечная регулярно участвует в кулинарной мастерской центра и уже гораздо лучше готовит.

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

В сентябре проект перезапустили с названием «Я могу больше — мастерские». Сейчас его участники не только занимаются творчеством, но и учатся создавать изделия, которые потом можно будет продать на благотворительной ярмарке.

«Перед началом проекта мы говорили с ребятами о том, что это серьезно, как работа, что важна дисциплина, — рассказывает куратор керамической мастерской Ирина Рокотнина. — Здесь не всегда мы делаем то, что хотим, а иногда делаем то, что нужно, чтобы освоить какой-то навык. И делаем это самостоятельно, по возможности без помощи волонтеров и преподавателей. Цель таких занятий — реальная жизнь. Для ребят из интерната это очень важно».

Сосчитать пальцы на руках

Большинство ребят, которые приходят в мастерские, продолжают заниматься онлайн. Дистанционно они могут посещать индивидуальные образовательные занятия, а также групповые встречи: киноклуб, на котором два раза в неделю смотрят и обсуждают полнометражное кино или мультфильм, и кругозор — он посвящен окружающему миру, общению, гигиене.

Всего к дистанционным мероприятиям подключается около 40 человек. Онлайн-формат позволяет подопечным проекта не утрачивать навыки, не тратить время на дорогу и заниматься в удобное время — расписание составляют, учитывая их занятость. Перед перезапуском проекта мобильный оператор Tele2 поддержал центр ТВЕРСКАЯ15

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

«Раньше мы сами оплачивали групповой тариф, но не могли позволить себе так много интернета. Компания бесплатно предоставила ребятам сим-карты с предоплаченной связью. Теперь мы можем смотреть с ними больше фильмов и точно знаем, что целый год у них будет стабильная связь, мы будем вести занятия», — рассказывает Михайлова.

Онлайн-обучение ведет сотрудница центра Юлия Лосева. Она преподает ребятам русский, математику, английский. Занятия выбирают подопечные самостоятельно. 

«Уровень у всех разный, — отмечает Юлия. — На русском кто-то учит буквы, кто-то уже читает слова, а кто-то тексты. Самые продвинутые изучают грамматику — например, падежные окончания. Считают тоже все по-разному. Кому-то сложно даже сосчитать пальцы на собственных руках, а кто-то уже может складывать многозначные числа, учит таблицу умножения и решает задачи. На английском кто-то выучил цифры до 10, цвета и некоторые названия предметов — это уже хорошо. А кто-то знает некоторые правила грамматики, посмотрел мультфильм на английском. Поэтому очень здорово, что у нас есть возможность заниматься индивидуально».

ТВЕРСКАЯ15 сотрудничает не только с московскими ПНИ, но и с егорьевским интернатом «Добрый дом». Он находится в 130 километрах от столицы, и приходить на очные занятия его постояльцы не могут. Они могут подключаться только к онлайн-мероприятиям. 

Фото: центр ТВЕРСКАЯ15

«У меня [в ПНИ] не было никаких занятий, и я выбрала занятия онлайн», — рассказывает Роза. Ей 30 лет, 12 из них она провела в егорьевском интернате. «Я разговаривала с начальством, и мне разрешили заниматься». 

Розе пока сложно определять время, поэтому перед началом занятий она просит педагогов звонить ей по телефону. Сейчас она два раза в неделю принимает участие в киноклубе. Там ей нравится слушать других и самой высказывать мнение. Индивидуально она занимается математикой и русским языком. 

«На математике мы решаем примеры: минус, плюс, — делится Роза. — Пока у меня выходит не очень хорошо, но я стараюсь. На русском я читаю отдельные слова: носок, шампунь». 

* * *

Подопечному центра Сергею 25 лет, последние пять лет он живет в ПНИ. Молодой человек занимается онлайн математикой и чтением. Сергей рассказывает, что всегда перед началом уроков просит соседей: «Будьте потише, я занимаюсь». 

«Математика пока сложная, мне она дается с трудом, — говорит молодой человек. — Мы решаем примеры, узнаем, какие числа больше, какие меньше». 

На чтении ему было очень сложно сосредоточиться. Тогда Юлия предложила ему читать и пересказывать кулинарные рецепты — это Сергею очень понравилось, и у него стало получаться. «У него появилась живость в глазах», — вспоминает педагог. В будущем Сергей хочет попробовать читать полезные инструкции — например, как сделать что-то по дому.

«Для некоторых важно, что есть взрослый человек, который регулярно выходит с ними на связь, — рассказывает Юлия. — Я учусь, мне выдали планшет, у меня есть учитель. В остальном я совершенно подневолен, но это — моя взрослая занятость». У некоторых есть цель — например, они надеются со временем выйти из интерната. Для этого нужно уметь читать, считать и писать. Если человек дееспособный и он сам получает свою пенсию, ему нужно уметь считать деньги. И многим ребятам очень нравится это делать».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Материалы партнёров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: