После начала«военной спецоперации» в Украине ситуация в благотворительности существенно изменилась: многие НКО почувствовали сложности в работе из-за резкого снижения донатов от россиян. В течение нескольких месяцев ситуация скорректировалась, но не вернулась к состоянию до 24 февраля.
Помимо количественных, произошли и качественные изменения. Среди тех направлений в благотворительности, которые традиционно казались непопулярными — пострадавшие от военных конфликтов и стихийных бедствий, мигранты, беженцы и СМИ, — количество донатов выросло. Пострадавшим от военных конфликтов вместо 8,6% благотворителей в 2021 году стали помогать 11,7% в 2022 году. Беженцев и мигрантов в 2022 году поддержало в три раза больше человек, чем годом ранее: 6,1% вместо 2%. На работу журналистов и медийщиков в 2022 году стали жертвовать 4,3% благотворителей вместо 1,6% в 2021 году.
В числе самых популярных направлений для благотворительности среди россиян осталась помощь детям с инвалидностью или нуждающимся в лечении (39%), бездомным животным (28%), детским домам и домам престарелых (18%). Этот список не менялся с 2017 года.
35% отправляли через смс, 30% переводили с банковской карты, 28% покупали одежду, сувениры и другие товары организации. При этом 61% опрошенных подавал милостыню на улицах, а 38% — жертвовали конкретным людям, передавая деньги напрямую или переводя на карту.
Многие опрошенные предпочитали помогать теми способами, которые не связаны с финансовыми пожертвованиями. Например, 50% участников передавали в благотворительные организации вещи, одежду, продукты, предметы гигиены, социальные центры или в церковь, а 13% занимались волонтерством.
Примерно 56% людей жертвуют деньги и участвуют в благотворительных программах из сострадания и сочувствия, 27% — из желания изменить мир к лучшему, 26% — по привычке помогать другим.
Главной преградой для благотворительности участники опроса назвали недоверие к НКО. В 2021 году так сказали 39% респондентов, в 2022-м — 56%. Директор по внешним коммуникациям фонда «Нужна помощь» Надежда Янкелевич предположила, что одной из причин недоверия к НКО стало их недостаточное внимание к продвижению своей деятельности.
«Сейчас значительно уменьшилось число доступных инструментов влияния на общественное мнение: СМИ, которые работали с социальной повесткой, становится меньше. Но при всем при этом по-прежнему важно, чтобы работа благотворительных организаций становилась более видимой для их целевой аудитории, потому что развитие организации, количество привлеченных средств в том числе зависит и от объема привлеченной аудитории, и от степени ее вовлеченности», — пояснила Янкелевич.
Исследователи подчеркивают, что 2022 год принес благотворительному сектору позитивную тенденцию — редкие направления стали более популярны, но уровень доверия к НКО упал.