«Дети должны быть окружены любовью, а не страхом за отечество». Что психологи и родители думают об уроках для школьников, посвященных «спецоперации» в Украине
Российские школы получили методички для проведения специального урока по обществознанию на тему «События в Украине». Учителям предлагают цитировать выдержки из выступления президента России Владимира Путина о причинах операции и осуждать антивоенные призывы и акции. На эту же тему Минпросвещения решило провести всероссийский открытый урок «Защитники мира». «Такие дела» поговорили с юристами, психотерапевтами, учителями, а также родителями школьников о том, как подобные занятия могут повлиять на учеников.
Новая методичка для проведения уроков обществознания, посвященных «специальной военной операции» России в Украине, поступила в несколько российских регионов в конце февраля. Преподавать материал будут школьникам с седьмого по одиннадцатый класс.
В пособии рекомендуется включать детям ролик с речью президента и рассказывать, что руководство России в этой ситуации — «миротворцы и защитники простого народа».
В методичке также есть ответы на возможные вопросы учеников о «спецоперации». Так, если школьник спросит: «Это война с Украиной? Можно ли было обойтись без нее?» — учитель должен ответить: «Идет не война с Украиной, а специальная миротворческая операция, цель которой — сдержать националистов, которые притесняют русскоговорящее население». Полный текст методички публиковала «МедиазонаНекоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента ».
Помимо этого, 3 марта Минпросвещения объявило о проведении всероссийского открытого онлайн-урока «Защитники мира». В ведомстве сообщили, что эфир будет посвящен «освободительной миссии» в Украине.
«Во время открытого урока зрителям подробно расскажут предысторию сегодняшних событий и объяснят, какую опасность представляет НАТО для нашей страны. Урок также поможет разобраться в том, как отличить правду от лжи в потоке информации», — говорится в сообщении министерства.
Амина Назаралиева
Врач-психотерапевт
Боюсь, что ничего хорошего для межпоколенческих отношений это не несет. Содержание методички напоминает мне ситуацию домашнего насилия, с которым я немало работаю. Когда муж бьет жену, врет, манипулирует, газлайтит, переворачивает все с ног на голову и ее же обвиняет: сама виновата, сама спровоцировала.
Детям и всем вокруг он объясняет, что он добрый, хороший и любящий папа, что он отвечает за порядок и защищает семью и саму маму, потому что она глупая и ее надо воспитывать. Но это происходит только потому, что у агрессора больше власти.
Дети после уроков могут укрепиться в убеждениях, характерных для жертв и свидетелей насилия. Такая риторика может нормализовать отношение к агрессии. Если внедрять детям в голову идеологию насилия, то невозможно вырастить добрых и уважающих чужие границы граждан.
Это эстафетная палочка, которая передается будущим поколениям. Они усвоят: чтобы не стать жертвой, надо вести себя упреждающе агрессивно и подозревать всех в предательстве и неуважении к себе. А чтобы этого не случилось, совершать насилие. Ведь никто не хочет быть жертвой, никто не хочет быть слабым. Но самооборона — это когда тебя уже бьют, а не действия из страха, что что-то плохое может произойти.
Я родилась в СССР и ходила в советскую школу. Я помню, как мы рисовали плакаты «Нет войне», как мы говорили о чудовищной катастрофе — Второй мировой войне. Для меня насилие — это красная линия, которую нельзя переходить, как бы сильно ты ни боялся. За насилие отвечает тот, кто его совершил, и точка.
Есть дети, которые не поверят методичке. У нас сейчас много каналов информации. Школьники смотрят тик-ток, читают телеграм. Подростки — одна из самых активных с протестной точки зрения групп. Многие из них имеют нулевую толерантность к насилию и не считают агрессию нормальной. Они могут подумать, что им промывают мозги. Возможно, они еще меньше будут верить взрослым. Такие уроки могут лишь усилить тягу подростков к протестному поведению.
Именно их поколению придется исправлять последствия нынешней «военной спецоперации». Им предстоит сделать Россию лучше, чем она сейчас.
Когда все захотят договариваться и для всех будет недопустимо насилие, мы будем жить в другом мире. Я верила, что в XXI веке это уже произойдет.
Екатерина Селезнева
Юристка «ОВД-Инфо»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Милитаризация и пропаганда военных действий среди несовершеннолетних, судя по всему, нарушает 17-ю статью Конвенции о правах ребенка.
Согласно документу, государства-участники [Конвенции] признают важную роль СМИ и обеспечивают детям доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.
Особенно к тем, что направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
Вряд ли милитаризация и пропаганда военных действий — это содействие психическому здоровью детей.
Алина Щеглова
Многодетная мама
Наше государство почему-то решило, что патриотизм можно воспитать только через военную тематику. С детства внушают, что отечество необходимо защищать, что война, конечно, нехорошо, но это едва ли не самое важное, что произошло в России за всю ее более чем тысячелетнюю историю.
Патриотизм, который внушается нашим детям, это однобокое описание политической ситуации — дети знают, кто сейчас наш президент, но не в курсе, какими учеными или деятелями культуры можно гордиться.
В конечном итоге это приводит к тому, что гордость за страну смешивается с агрессией. Это чудовищно, на мой взгляд. Дети должны быть счастливы и окружены любовью, а не страхом за отечество.
Федор Смоляков
Историк, работник сферы культуры и педагог
Когда в 2011—2012 годах нам давали подобные методички, я их даже не открывал. А когда я по плану провел занятие, посвященное восстанию декабристов, меня отчитало руководство за то, что я разжигаю среди детей революционные настроения.
Учителя морально подавлены, но сегодня они могут отказаться преподавать детям позицию государства по тем или иным вопросам и не бояться потерять свои рабочие места с зарплатой 18 тысяч рублей.
Работникам культуры запрещают негативно высказываться о действиях России в Украине. Но повсеместная агитация в школах пока не началась. Разве что какая-то сумасшедшая математичка вместо математики будет рассказывать детям свою политическую позицию.
Я помимо прочего провожу экскурсии по городу и рассказываю о Великой Отечественной войне. Когда я говорю о великих успехах Российской империи, то напоминаю, что почти каждый военный успех оборачивался тотальным провалом. Об этом я напоминаю своим ученикам. Если учителя учат детей оправдывать военные действия, это позор. Это непрофессионально.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам