Такие дела

«Дети должны быть окружены любовью, а не страхом за отечество». Что психологи и родители думают об уроках для школьников, посвященных «спецоперации» в Украине

Фото: pixabay.com

Новая методичка для проведения уроков обществознания, посвященных «специальной военной операции» России в Украине, поступила в несколько российских регионов в конце февраля. Преподавать материал будут школьникам с седьмого по одиннадцатый класс. 

В пособии рекомендуется включать детям ролик с речью президента и рассказывать, что руководство России в этой ситуации — «миротворцы и защитники простого народа».

В методичке также есть ответы на возможные вопросы учеников о «спецоперации». Так, если школьник спросит: «Это война с Украиной? Можно ли было обойтись без нее?» — учитель должен ответить: «Идет не война с Украиной, а специальная миротворческая операция, цель которой — сдержать националистов, которые притесняют русскоговорящее население». Полный текст методички публиковала «МедиазонаНекоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента  ». 

Помимо этого, 3 марта Минпросвещения объявило о проведении всероссийского открытого онлайн-урока «Защитники мира». В ведомстве сообщили, что эфир будет посвящен «освободительной миссии» в Украине.

«Во время открытого урока зрителям подробно расскажут предысторию сегодняшних событий и объяснят, какую опасность представляет НАТО для нашей страны. Урок также поможет разобраться в том, как отличить правду от лжи в потоке информации», — говорится в сообщении министерства. 

Амина Назаралиева

Врач-психотерапевт

Боюсь, что ничего хорошего для межпоколенческих отношений это не несет. Содержание методички напоминает мне ситуацию домашнего насилия, с которым я немало работаю. Когда муж бьет жену, врет, манипулирует, газлайтит, переворачивает все с ног на голову и ее же обвиняет: сама виновата, сама спровоцировала. 

Читайте также Сама виновата. Почему нужно менять отношение к жертвам домашнего насилия

Детям и всем вокруг он объясняет, что он добрый, хороший и любящий папа, что он отвечает за порядок и защищает семью и саму маму, потому что она глупая и ее надо воспитывать. Но это происходит только потому, что у агрессора больше власти. 

Дети после уроков могут укрепиться в убеждениях, характерных для жертв и свидетелей насилия. Такая риторика может нормализовать отношение к агрессии. Если внедрять детям в голову идеологию насилия, то невозможно вырастить добрых и уважающих чужие границы граждан. 

Это эстафетная палочка, которая передается будущим поколениям. Они усвоят: чтобы не стать жертвой, надо вести себя упреждающе агрессивно и подозревать всех в предательстве и неуважении к себе. А чтобы этого не случилось, совершать насилие. Ведь никто не хочет быть жертвой, никто не хочет быть слабым. Но самооборона — это когда тебя уже бьют, а не действия из страха, что что-то плохое может произойти.

Я родилась в СССР и ходила в советскую школу. Я помню, как мы рисовали плакаты «Нет войне», как мы говорили о чудовищной катастрофе — Второй мировой войне. Для меня насилие — это красная линия, которую нельзя переходить, как бы сильно ты ни боялся. За насилие отвечает тот, кто его совершил, и точка.

Есть дети, которые не поверят методичке. У нас сейчас много каналов информации. Школьники смотрят тик-ток, читают телеграм. Подростки — одна из самых активных с протестной точки зрения групп. Многие из них имеют нулевую толерантность к насилию и не считают агрессию нормальной. Они могут подумать, что им промывают мозги. Возможно, они еще меньше будут верить взрослым. Такие уроки могут лишь усилить тягу подростков к протестному поведению. 

Именно их поколению придется исправлять последствия нынешней «военной спецоперации». Им предстоит сделать Россию лучше, чем она сейчас. 

Вместо агрессии стоит пытаться налаживать диалог, ставить во главу угла права человека

Когда все захотят договариваться и для всех будет недопустимо насилие, мы будем жить в другом мире. Я верила, что в XXI веке это уже произойдет.

Екатерина Селезнева

Юристка «ОВД-Инфо»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента  

Милитаризация и пропаганда военных действий среди несовершеннолетних, судя по всему, нарушает 17-ю статью Конвенции о правах ребенка.

Согласно документу, государства-участники [Конвенции] признают важную роль СМИ и обеспечивают детям доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Особенно к тем, что направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Вряд ли милитаризация и пропаганда военных действий — это содействие психическому здоровью детей.

Алина Щеглова

Многодетная мама

Наше государство почему-то решило, что патриотизм можно воспитать только через военную тематику. С детства внушают, что отечество необходимо защищать, что война, конечно, нехорошо, но это едва ли не самое важное, что произошло в России за всю ее более чем тысячелетнюю историю. 

При этом детям почти не рассказывают о том, насколько богата наша культура и разнообразны традиции народов России, как нужно беречь друг друга не в какие-то экстремальные времена, а ежедневно

Патриотизм, который внушается нашим детям, это однобокое описание политической ситуации — дети знают, кто сейчас наш президент, но не в курсе, какими учеными или деятелями культуры можно гордиться.

В конечном итоге это приводит к тому, что гордость за страну смешивается с агрессией. Это чудовищно, на мой взгляд. Дети должны быть счастливы и окружены любовью, а не страхом за отечество.

Федор Смоляков

Историк, работник сферы культуры и педагог

Когда в 2011—2012 годах нам давали подобные методички, я их даже не открывал. А когда я по плану провел занятие, посвященное восстанию декабристов, меня отчитало руководство за то, что я разжигаю среди детей революционные настроения.

Учителя морально подавлены, но сегодня они могут отказаться преподавать детям позицию государства по тем или иным вопросам и не бояться потерять свои рабочие места с зарплатой 18 тысяч рублей.

Читайте также «Тетя иногда отвечает так, будто это наш последний разговор». Монологи жителей России, чьи родные и друзья живут на Украине

Работникам культуры запрещают негативно высказываться о действиях России в Украине. Но повсеместная агитация в школах пока не началась. Разве что какая-то сумасшедшая математичка вместо математики будет рассказывать детям свою политическую позицию.

Я помимо прочего провожу экскурсии по городу и рассказываю о Великой Отечественной войне. Когда я говорю о великих успехах Российской империи, то напоминаю, что почти каждый военный успех оборачивался тотальным провалом. Об этом я напоминаю своим ученикам. Если учителя учат детей оправдывать военные действия, это позор. Это непрофессионально.

Exit mobile version