Учебник — языком телевизора
Самым громким нововведением в российском образовании уже стал учебник истории для старших классов, по которому с 1 сентября будут учиться российские школьники. Его авторами стали помощник президента и бывший министр культуры Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и историк Александр Чубарьян. Они переписали все разделы старого учебника начиная с семидесятых годов ХХ века и добавили информацию о «специальной военной операции». По словам Мединского, пособие подготовили «в стахановские сроки» и коллектив авторов уже пишет аналогичные учебники для средней школы.
На обложке нового учебника размещено фото Крымского моста, построенного после присоединения полуострова к России. Это сделали по личной инициативе президента Владимира Путина.
Новый учебник истории содержит много оценочных суждений и «вряд ли способствует» развитию у школьников критического мышления, говорит профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. В «переработанных» Мединским и соавторами главах «многие факты искажаются, какие-то замалчиваются, меняются акценты», считает кандидат исторических наук Олег Петрович-Белкин. «Страдает историческая объективность», — добавляет он.
Например, авторы учебника считают Венгерское восстание 1956 года и Пражскую весну следствием влияния западных стран на общества социалистических республик. Необходимость советских репрессий против «так называемых диссидентов» школьникам объясняют борьбой с иностранными спецслужбами и терроризмом.
«Диссидентов плотно “опекал” Запад, а потому их деятельность находилась в поле зрения органов государственной безопасности», — говорится в учебнике.
Там также утверждается, что советские «простые люди» жили лучше, чем в западных странах, но иностранные журналисты создавали чересчур привлекательный образ своих государств. Вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы назван «непродуманным решением».
Глава про современность рассказывает в том числе о «специальной военной операции» и иноагентах. «Думайте: почему, зачем и за что “отрабатывают новости” те или иные “оппозиционеры”, “лидеры мнений” и “популярные блогеры”. В чьих интересах?» — как бы спрашивают авторы.
По словам политолога и экс-преподавателя РАНХиГС Екатерины Шульман, новые разделы учебника существенно отличаются от старых не только по содержанию, но и по стилю письма. Она предположила, что, скорее всего, эти главы не были написаны заново: в большей степени они состоят из публичных выступлений Мединского в его бытность на посту главы Минкультуры:
«С одной стороны, все разнообразные события нанизаны на некий шампур противостояния уникальной Руси враждебному Западу. С другой — это бессвязное повествование, в котором нет внутренней логики, которая была в советских учебниках», — сказала Шульман.
Она пояснила, что советские учебники тоже были идеологизированны, но за ними стояли учения Гегеля, Маркса и Ленина и они основывались на том, что история развивается определенным образом, имеет сюжет. В новом же учебнике сюжета нет, сказала политолог.
«В случае учебника Мединского за ним не стоит никто… поэтому становится не совсем понятно, зачем вообще изучать историю, если завтра будет то же, что и вчера. Как в нашем гимне поется: “Так было, так есть, и так будет всегда”», — заключила эксперт.
Учебник истории не должен содержать рассказа о еще не завершившихся событиях, а тем более их оценок. «Язык, которым он написан, не очень похож на тот, которым пишутся учебные материалы. Это скорее язык телевизора», — говорит учитель истории из Дагестана Алишер Магомедов.
Кроме того, в новом учебнике используются пропагандистские штампы из государственных российских СМИ, вроде «украинского неонацизма», рассказывает Олег Петрович-Белкин. «Это похоже на религиозный текст, собрание каких-то догматов, которые не требуют доказательства. То есть это не наука, это именно религия. Это пособие по этике. Совершенно непонятно, почему учебник истории начинает давать какие-то советы о повседневной жизни, о том, как себя надо вести», — рассуждает ученый.
Это пособие будет обязательным для изучения во всех школах, а программа не допускает никакой вариативности. Это соответствует общему вектору на унификацию школьных программ, считает Ирина Абанкина из ВШЭ:
Эффективность пропаганды через учебник не стоит переоценивать, уверен учитель Магомедов. По его словам, многое зависит от личности учителя и от использования дополнительных материалов на уроках. Учитель истории из Нижнего Новгорода Сергей Николаев полагает, что на интересующихся историей школьников учебник повлиять не сможет, а те, кому предмет не интересен, и вовсе не будут читать пособие.
«Все эти темы, связанные со “спецоперацией”, приходятся на конец учебного года, когда дети уже готовятся к ЕГЭ. Поэтому обычно в 11-м классе после Нового года на историю все уже закрывают глаза», — говорит учитель.
Экзамены — с идейной убежденностью
В то же время учить то, как правильно отвечать на вопросы о «спецоперации» в Украине, школьникам все же придется, признает Николаев. Федеральный институт педагогических измерений, разрабатывающий задания для ЕГЭ, внес вопросы о боевых действиях и их последствиях в демонстрационный вариант заданий.
Школьникам предлагают расставить в хронологическом порядке «договоры о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России», запуск первой в мире атомной электростанции и кругосветное путешествие Магеллана. В другом задании нужно соотнести Ледовое побоище, Полтавскую и Московскую битвы, а также «спецоперацию» в Украине с участниками этих событий.
«То есть об этом в каком-то виде придется говорить на уроках. Скорее всего, иносказательно. Правильный ответ такой, а на деле все по-другому», — предполагает учитель.
Согласно кодификатору экзамена, от школьников на ЕГЭ требуют «понимания причин и следствий» «возрождения России как мировой державы» и «начала спецоперации» в Украине. Еще выпускники должны уметь «отстаивать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите отечества в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия».
В новом учебном году изменится и ЕГЭ по литературе. Из кодификатора экзамена исключили произведения русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Дениса Фонвизина, Гавриила Державина, Василия Жуковского и Александра Грибоедова. Зато в него добавили современных писателей Виктора Пелевина и Захара Прилепина, а также романы Николая Островского «Как закалялась сталь» и Александра Фадеева «Молодая гвардия». В новые задания попадут и вопросы по Умберто Эко и Томасу Стернз Элиоту.
Также предполагается, что во время экзамена по литературе выпускники продемонстрируют «уважение закона и правопорядка», «патриотизм», «гордость за настоящее многонационального народа России», «идейную убежденность, готовность к служению и защите отечества».
В Рособрнадзоре объяснили, что ЕГЭ обновился, потому что в старших классах делается акцент на литературе ХХ и ХХI веков. Задания по русским классикам пообещали не убирать.
ОБЖ — с военной подготовкой
Еще одно изменение в школе — введение курсов начальной военной подготовки на уроках ОБЖ. Такой же предмет Минобрнауки рекомендовало ввести всем российским вузам.
Ради этого выпустили новый учебник по ОБЖ. В нем школьникам рассказывают, как нужно маршировать и обращаться с оружием пехотинца. Отдельная глава посвящена тому, как в России должна проходить мобилизация. Министр просвещения Сергей Кравцов говорил, что этот предмет могут вести военные, вернувшиеся со «специальной военной операции» в Украине.
Курс начальной военной подготовки исчез из школьной программы в девяностые, и с тех пор ОБЖ оставался сугубо гражданской дисциплиной.
Возвращение начальной военной подготовки в школы говорит о милитаризации образования, рассказывает «Таким делам» школьный учитель истории, также преподававший ОБЖ, Александр Сидоров.
«Даже если представить, что выделят деньги на закупки оборудования, то каким оно должно быть? Что такого можно дать школьникам, чтобы они действительно поняли, что такое оружие, но это было бы безопасно? Думаю, такого никто не производил никогда. То есть это целая история, которая в итоге превратится в чисто политическую», — рассуждает педагог.
Детский труд — бесплатный
Перед уходом на каникулы Госдума успела принять сразу в двух чтениях закон, по которому станет можно привлекать к труду несовершеннолетних без согласия родителей. Это обяжет школьников участвовать в «общественно полезном труде» — например, поддержании чистоты и порядка в здании школы и на территории вокруг нее.
По словам председателя комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, теперь дети должны будут высаживать деревья и цветы вокруг школы, оформлять класс к мероприятиям и помогать в библиотеках и музеях. Она пояснила, что это нужно для «укрепления всей системы трудового воспитания в школах».
По сути, в России легализован детский труд, говорит Шульман. Дети, которые будут заниматься бесплатным трудом, будут оформляться как волонтеры.
«То есть если вы живете в каких-то южных регионах России и вас вместо учебы отправят собирать какую-нибудь свеклу, не удивляйтесь. Теперь это все по закону», — добавила эксперт.
В вузах — идеологическая солянка
Для студентов власти тоже подготовили новый курс — «Основы российской государственности». В качестве его главной цели указано развитие патриотизма и гражданственности.
Курс состоит из нескольких блоков: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие страны». Преподаватели будут рассказывать о «миссии России» как «гаранта человеческих ценностей», достижениях страны во время правления Владимира Путина и «утере культурной преемственности» на Западе.
К курсу прилагаются фильмы общества «Знание», действующего под эгидой первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. В них студентам расскажут о «ДНК России», «российских ценностях» и «русском мире».
Преподаватель регионального вуза Виктор Старкин, прошедший переподготовку для ведения «Основ российской государственности», называет курс «идеологической солянкой». «Это не топорная пропаганда. Это что-то непонятное, замешанное на сомнительных теориях», — говорит он.
Политолог Шульман отметила, что курс «Основы российской государственности» для вузов «немножко получше», чем новый учебник истории для школьников.
«Там (в курсе для вузов. — Прим. ТД) довольно приличный список литературы, в том числе и с приличными политологическими источниками, включая учебник Григория Голосова “Сравнительная политология”, которым я пользуюсь в своей преподавательской практике… Там (в курсе для вузов. — Прим. ТД) сначала написано, что Русь наша, матушка, окружена врагами, а потом это оказывается некой смесью обществознания и основ политологии. Это то, что в некоторых вузах называлось “Основы государства и права”. В общем, оно не чудовищно», — сказала эксперт.
Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев заявил, что новый курс не будет пропагандой. «Я бы назвал это по примеру философии конфуцианства исправлением имен», — заявил чиновник.
Петрович-Белкин сравнивает новый курс с «историей КПСС в брежневские времена». «Я думаю, серьезного пропагандистского влияния на студентов он не окажет. Может даже привести к обратному эффекту», — сказал ученый.
Абанкина уверена, что студенты быстро адаптируются к новому курсу. «С преподавателями очень сложный вопрос, потому что на них эта идеологическая функция раньше не возлагалась, она была на органах студенческого самоуправления, на сотрудниках, занимающихся внеучебной деятельностью», — отметила Абанкина. Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» и доцент МФТИ Андроник Арутюнов надеется, что вузы будут «тихо саботировать» новый курс.
«Но если говорить в общем, то российское высшее образование уже мертво. Из-за оторванности от остального мира, из-за нескольких волн увольнений нелояльных талантливых преподавателей», — уверен Арутюнов.
Куда более серьезным испытанием для российских вузов он считает наплыв нового типа абитуриентов: участников «спецоперации» и их детей. Для них уже введены особые льготы при поступлении.
По официальным данным, в российские вузы в этом учебном году зачислено больше семи тысяч таких абитуриентов. Особые условия позволяют поступать выпускникам с низкими результатами ЕГЭ — например, житель Подмосковья стал студентом МФТИ по «спецоперационной» квоте со 127 баллами при проходном 291.
«Я ожидаю, что в этом году, скорее всего, у нас будут, мягко говоря, неприятные истории про конфликты между студентами, между студентами и преподавателями», — предполагает Арутюнов.
Отказаться — нельзя
Усиление идеологического давления на образование уже привело к повышению уровня тревоги — но не у школьников, а у родителей, считает Мария Василевская, экспертка Исследовательского центра имени Ханны Арендт, который изучает жизненные траектории учеников.
«Родители выбирают стратегию уберечь своих детей от информации, к которой, с их точки зрения, дети могут быть не готовы, и целиком принимают удар на себя», — объясняет Василевская.
По ее словам, родители переживают из-за невозможности продолжить образование детей за рубежом и неопределенных проходных баллов в вузы из-за квот для участников «спецоперации» и их детей. В телеграм-бот центра Ханны Арендт «Шпаргалка», созданный для правовой и психологической помощи родителям и детям, приходят вопросы о том, как быть с «Разговорами о важном» и милитаристской активностью в школах. Василевская замечает:
В то же время экспертка считает, что в этом учебном году тяжелее всего придется учителям. Они первыми почувствуют изменения в учебных программах и усиление давления. Но так как обычно педагоги боятся выражать несогласие и обращаться за помощью, им придется нелегко.
Серьезную опасность для всех участников образовательного процесса представляет перегрузка и усталость учителей, говорит Абанкина из ВШЭ. Преподавателей отправляют на переподготовку для работы по новым учебникам и возлагают на них функции «воспитателя», которые никак не оплачиваются, объясняет она.
«Когда государство спускает в школу новые требования, новые обязательства, на это у всех учителей любых взглядов одна реакция: лучше бы нам зарплату повысили», — делится учитель Магомедов.
Из-за изменений, которые вводят в образование российские власти, станет тяжелее и родителям, которые не согласны с проводимой политикой. Если от «Разговоров о важном» и еженедельного поднятия флага можно было отказаться, то сдавать экзамены на знание причин «спецоперации» придется всем, говорит глава Альянса учителей Даниил Кен.
«Отказаться полностью нельзя. Можно лишь проходить какие-то предметы в рамках семейной или смешанной очно-семейной формы обучения, а затем проходить аттестацию в школе», — уточняет Кен.
По его словам, родители могут написать заявление на имя директора школы, где попросят перевести их ребенка на индивидуальный учебный план. После этого можно будет согласовать прохождение всей программы или отдельных уроков в семье. Но контрольные и экзамены по обязательным курсам ребенку все равно придется сдавать, заключает Кен.