Заметка

«Пропаганда людоедских ценностей». В школьную программу добавят патриотические произведения советских авторов

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов анонсировал дополнение школьной программы по литературе патриотическими произведениями советских авторов. Это должно помочь сформировать «общественное историческое сознание», заявил министр. Эксперты уверены, что это еще одно проявление госпропаганды среди детей.

Алексей Пахомов. Иллюстрация к книге Николая Островского «Как закалялась сталь», 1948 год
Фото: Детгиз

Роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, повесть «Брестская крепость» Сергея Смирнова и рассказ «Русский характер» Алексея Толстого включат в школьную программу по литературе, заявил Кравцов.

«Все эти произведения формируют общественное историческое сознание целых поколений», — сказал он.

В школьную программу уже включили «Молодую гвардию» Александра Фадеева, романы «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Сын артиллериста» Константина Симонова и роман-эпопею «Тихий Дон» Михаила Шолохова, добавил министр. До этого идею об обязательном изучении этих произведений в школе поддержал президент Владимир Путин.

Читайте также «Совесть не позволяет работать с детьми в форме и песнями о вожде». Как учителя и родители школьников пытаются избежать «патриотических» уроков

Учитель словесности и доцент ВШЭ Михаил Павловец напомнил, что «Тихий Дон» и военную прозу Юрия Бондарева давно изучают в школе. «Молодую гвардию» Фадеева до начала семидесятых проходили монографически, потом она была перемещена в программу седьмого класса, а затем и вовсе выведена из программы. «Просто в силу не слишком высокого качества для того, чтобы ее пристально изучать в выпускном классе», — отметил Павловец.

Педагог полагает, что от изменений в программе не будет ни вреда, ни пользы, но они «прибавят головной боли словесникам и лишний раз продемонстрируют имитационный характер школьного предмета “Литература”».

Тамара Эйдельман, историк и заслуженный учитель России, считает, что в списке, озвученном министром, «есть талантливые, есть бездарные, есть вообще никакие» книги, но включают их в программу не по этому принципу. 

«Все они укрепляют созданный еще при Сталине, а теперь возрожденный образ победы во Второй мировой войне как достижение партии, товарища Сталина и советского государства»

«Войну, с их (чиновников. — Прим. ТД) точки зрения, выиграли не люди, не народ, а государство. И вот этому государству ты должен служить — так же, как Павка Корчагин, идти на смерть ради него, потому что твоя жизнь ничего не стоит», — объясняет Эйдельман.

Она уверена, что включение в школьную программу этих произведений — «поворот к превращению преподавания литературы из знакомства с гуманистическими ценностями в пропаганду ценностей людоедских». 

Большинство школьников будут пропускать уроки об этих книгах мимо ушей, отмечает учитель. «Но все равно кому-то она западет в душу. А главное — создастся общий фон: будь как молодогвардейцы, твоя жизнь ничего не стоит, будь готов отдать ее за государство». 

По мнению Павловца, главная цель изменений в школьной программе — создание ложной повестки. При этом пропагандистский эффект от изучения книг он оценивает скептически. 

«Чтобы впихнуть что-нибудь ненужное, нужно сперва выпихнуть что-нибудь ненужное»

«А если вы скажете, что среди программных произведений есть ненужные, вас свои же и заклюют. Значит, в лучшем случае на уроке учитель расскажет об этих книгах. В еще более лучшем — ребята прочтут их краткое содержание и мало что поймут, после чего благополучно забудут», — рассуждает преподаватель.

За последние 100 лет в России только с 1991 по 1997 год списки обязательных для изучения в школе произведений были вариативными. «Борьба за обязательные списки — всегда борьба за власть», — добавляет Павловец.

«Как закалялась сталь» — частично автобиографический роман Островского, в котором описывается становление личности Павла Корчагина на фоне Гражданской и советско-польской войн. Главный герой работает в ЧК и особом отделе.

«Русский характер» и «Брестская крепость» рассказывают об участниках Великой Отечественной войны. Автор повести Сергей Смирнов участвовал в травле Бориса Пастернака, подписывал коллективные письма с осуждением Андрея Сахарова и Александра Солженицына. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: