«Рисование — грех, музыка — грех, гулять с чужими детьми — грех». Что такое религиозное насилие
Один из видов домашнего насилия — насилие религиозное. Например, родители не отпускают ребенка учиться вдали от дома, говоря, что это запрещено религией, муж ограничивает жену в общении с другими людьми, чтобы «соблюсти небесные законы». Подобные ситуации до сих пор распространены в патриархальных и более традиционных семьях. «Такие дела» совместно с фондом SILSILA разбираются, как распознать религиозное насилие, а также публикуют истории людей, которые пострадали из-за собственной веры или веры близких.
Что такое религиозное насилие?
Единого и общепринятого определения духовного насилия нет. Это связано с тем, что тема табуированна и почти не обсуждается в обществе.
Эксперты спорят, можно ли классифицировать религиозное насилие как форму эмоционального и/или психологического абьюза. Большинство сходится в том, что его ключевые характеристики — это стремление принудить человека к чему-то, манипулировать им и контролировать его поведение с помощью религиозных текстов, священных писаний, а также «божественное» обоснование собственного поведения.
Можно выделить два основных вида духовного насилия:
1) Внутри религиозных организаций. Духовный лидер использует церковные догмы или собственный авторитет для принуждения и контроля поведения своей паствы.
2) Внутри семей. Это разновидность (или один из инструментов) домашнего насилия, которое может исходить от любого из членов семьи по отношению к близким.
В России нет статистики, отражающей масштаб религиозного насилия. С одной стороны, это связано с тем, что не существует единой методологии подсчета пострадавших. С другой стороны, люди, столкнувшиеся с религиозным насилием, могут этого не осознавать. Если же они осознают проблему, то могут быть не готовы говорить об этом с окружающими.
Фонд SILSILA работает с проблемой домашнего абьюза в отношении мигранток, беженок, представительниц восточных культур. Это одна из немногих организаций, которая в том числе занимается проблемой религиозного насилия. Как рассказывает директор фонда Анастасия Бабичева, никто из их клиентов не обращается к ним за помощью со словами «Я столкнулся с религиозным насилием».
«Такая формулировка попросту не сформирована в общественном сознании, о ней ничего не знают. Так как профиль фонда касается восточных культур и часто ислама, проблема манипулирования религиозными догмами достаточно распространена», — отмечает Бабичева.
Как распознать религиозное насилие?
В русскоязычном сегменте практически нет материалов, посвященных религиозному насилию. Бабичева написала статью, в которой систематизировала накопленный опыт по работе с этой проблемой.
По ее словам, при разговоре о религиозном насилии важно помнить, что зачастую этот инструмент строится не на самих религиозных догмах или положениях веры. Он базируется на злоупотреблении ими со стороны людей, которые хотят оправдывать свои поступки и желание контролировать других чем-то более значимым и авторитетным, чем их собственные слова или роль в обществе. В ситуации домашнего насилия использование религии в качестве инструмента давления может быть очень разным.
«Одна из самых распространенных форм религиозного насилия — убеждать жену или партнершу, что домашнее насилие (в том числе побои и сексуальное принуждение) поощряется религией, которую она исповедует, то есть оправдывать собственные неприемлемые действия высшим замыслом, заповедями и канонами, а иногда даже запугивать ими. В абсолютном большинстве случаев такое поведение становится возможным в связи с недостаточной осведомленностью жены или партнерши и является исключительно манипуляцией и злоупотреблением», — пишет экспертка.
Религия может стать дополнительным инструментом для психологического насилия со стороны родителей или других членов семьи по отношению к детям. Они могут контролировать внешний вид ребенка, его поведение, сексуальную жизнь и идентичность, принятие решений, финансовую самостоятельность, ссылаясь при этом на религиозные догмы.
Помимо этого, религия может стать инструментом насилия там, где отдельные традиции или порядки, установленные людьми, выдаются за религиозные правила и оправдываются высшим божественным замыслом. Таким образом происходит подмена понятий: между традициями отдельных народов, регионов и религией ни в коем случае нельзя ставить знак равенства, отмечает Анастасия. Более того, часто члены семьи или родственники пользуются отсутствием религиозных знаний у близких и подменяют религиозные догмы устоявшимися обрядами. Тем самым религии, которые существуют, чтобы давать успокоение и смысл, превращаются в инструмент насилия.
«Одна из женщин, которая обращалась к нам за помощью, четко формулирует это различие. Луизе 31 год, она живет в традиционной семье и всю жизнь сталкивается с насилием, в том числе и религиозным, со стороны старших братьев. При этом в личной беседе Луиза акцентирует внимание: “Я исповедую ислам — религию мира и добра. Я подчеркиваю: религию пророка Мухаммада (с.а.в), а не “религию ингушей”», – цитирует клиентку Анастасия.
Таким образом, по словам специалистки, традиции народа или определенного региона могут выдавать за положения веры. В случае с Луизой один из братьев принуждает ее носить хиджаб, ссылаясь на религиозные догмы. Именно в этом ограничении Луиза может отстаивать свои границы.
«Я не из робкого десятка, у меня получается противостоять», — рассказывает девушка.
Но насилие проявляется не только в этом. По словам Луизы, ей запрещают работать, она постоянно сталкивается дома с побоями, скандалами и даже домогательствами со стороны родственников. Свое превосходство, которое братья проявляют в прямом насилии, они объясняют предписаниями религии.
«Это один из примеров того, как в руках человека со злым умыслом и властной амбицией инструментом насилия может стать что угодно — в том числе религия», — отмечает Бабичева.
Как еще люди используют религию в качестве инструмента домашнего насилия?
- Человек стыдит своего партнера или ребенка за его религиозные убеждения.
- Человек не позволяет своим детям или партнеру исповедовать свою религию так, как они этого хотят.
- Человек требует от жены или детей, чтобы дети воспитывались, исповедуя определенную религию, или запрещает исповедовать любую.
Сложнее всего распознать второй вид духовного насилия — тот, что исходит от руководителя религиозной организации. Чаще всего авторитет лидера оказывается настолько высок, что пострадавшие не отдают себе отчет в том, что их принуждают к чему-то, что ими манипулируют, что они травмированы этим опытом. Каждое свое действие религиозный деятель обосновывает священными текстами и постоянно апеллирует к высшим силам.
Юлия
39 лет, Казань
Мой папа был русским, а мама — татаркой. Отец умер, когда мне было три года, и основное влияние на меня оказывала мама. Она выросла в догматичной мусульманской семье, где православие даже не воспринималось как религия. До девяти лет я была атеисткой, и меня никто особо не трогал.
Потом я захотела креститься, думаю, это заслуга моей крестной матери, которая эмигрировала в Америку много лет назад. Она подарила мне книжку с иллюстрациями, где рассказывалось о боге. Там была первая молитва, которую я прочла, — «Отче наш». Меня поразило, что кто-то может тебя любить просто за то, что ты есть, что это в принципе возможно. Я захотела принять крещение.
Маму, которая на тот момент была ярой мусульманкой, мое решение шокировало.
Я тогда была пионеркой, крестик носила под пионерским галстуком. Сначала меня пытались дразнить, но я была бойким ребенком, поэтому это быстро закончилось.
Конфликт случился на летних каникулах, когда я должна была ехать к бабушке под Казань. Мама сказала: «Да, без проблем, поезжай, только крест надо снять». Но я сказала, что крест снимать не буду, потому что я приняла веру, это мой выбор и крестик я хочу носить всегда. С тех пор я больше никогда не общалась с родственниками со стороны мамы. Я не знаю, что она им сказала, но контакты оборвались полностью.
В 16 лет я начала употреблять наркотики. На этом фоне у мамы случился, видимо, некий духовный катарсис: она решила, что в ее силах спасти меня, поехала к какому-то старцу на остров. Ей сказали, что, пока она будет жить во грехе, дочери будут гибнуть. На тот момент она около 15 лет состояла в связи с женатым мужчиной. Тогда она порвала отношения с ним и приняла православие.
Это не помогло: я продолжала употреблять. Прошло несколько лет, и в 1998 году мама узнала, что у наших православных друзей живет монах, у которого очень сильная молитва, и люди к нему обращаются за помощью. Она решила, что он сможет избавить меня от героиновой зависимости.
Монаха звали отец Александр. Я не помню, о чем мы говорили, помню, что его комната была оклеена газетами, в окна не проникал свет, но работал телевизор. Он пил кагор и в какой-то момент взял мою руку и засунул себе в штаны. Я ощутила его эрекцию и впала в ступор. Вроде ты доверяешь человеку, но происходит что-то из ряда вон выходящее. И пока я раздумывала над этим, он засунул руку мне в трусы, и я ощутила, что «лечение» уже вышло за всякие рамки.
Это продолжалось какое-то время, но моя память заблокировала воспоминания. Помню, что в какой-то момент я встала, ушла в туалет и закурила. Я сидела на корточках и ничего не понимала.
Мама узнала о произошедшем спустя много лет. Помню, как она в разговоре стала с теплотой вспоминать этого человека, а я развернулась и говорю: «Он меня изнасиловал». Она спросила: «А почему ты мне об этом не сказала?» Я ответила, что не посчитала нужным. Мы с ней об этом больше не говорили, это ведь люди советского поколения: что-то неприятное произошло, но мы об этом не говорим, мы это забудем, это стыдно, это портит репутацию.
Артем
21 год
Я атеист и обхожу стороной любую из религий, потому что хочу думать головой, доверять только себе и близким. В моей семье оба родителя — глубоко верующие люди, именно они с малых лет вбивали мне в голову важность религии.
Еще в детстве я понял, что вера в бога, молитвы и другие религиозные ритуалы не успокаивают меня, а делают только хуже. Я постоянно видел кошмары и воображал себе, как буду гореть в аду и каким страшным будет конец света. У детей очень богатое воображение, и я помню, как по ночам трясся от страха и подолгу не мог уснуть.
Мне навязывали не только религию, но и нетерпимость к другим людям. В школе я мог испытывать агрессию по отношению к окружающим из-за того, что они странно одеваются или выглядят как-то не так. Помню, как насмехался над одноклассницей, говорил ей, что Деда Мороза не существует и что она ненормальная, раз в это верит.
Все, что я хотел получить от родителей, — понимание, поддержку и любовь. Я мечтал, чтобы меня просто обняли и погладили, но меня прогоняли в комнату зубрить молитвы, обосновывая это тем, что «только бог мне поможет, он всегда рядом с нами». Я считал слова родителей непреложной истиной, меня не смущало ничего, даже постоянные побои казались мне самым мудрым и правильным решением с их стороны. «Так надо, — думал я. — Они должны так делать».
Помню, как я после школы решил немного погулять с друзьями, отец заметил меня из окна и позвал домой, а затем посадил на стул и бил по лицу до тех пор, пока не успокоился. Таких случаев было много, страшнее всего было, что он превращался в истеричного монстра. Как бы я ни плакал, мама никогда не вмешивалась в разборки, считая такое воспитание нормальным явлением, ведь ее отец тоже начал бить с первого же дня [их свадьбы].
У меня всегда было очень много интересов, но родители стремились мне запретить абсолютно все: «Рисование — грех, музыка — грех, ходить на школьные кружки с незнакомыми детьми — грех, ты испортишься. Гулять и играть с чужими детьми тоже нельзя: они испортят тебя». По мнению родителей, нежелательным было вообще все, кроме воскресной школы и чтения Корана.
В 17 лет я решил попытаться сблизиться с папой и мамой в надежде, что это улучшит отношения. Так они узнали, что я художник и что в интернете у меня много знакомых и друзей. Дома был страшный скандал, у меня на четыре месяца отобрали телефон, сим-карту, заставили удалить все аккаунты и рисунки.
Меня заставили приложить руку к священной книге и дать клятву, что я больше никого не разочарую и буду послушным.
У меня началась сильная паранойя, постоянно возникали навязчивые мысли, что меня убьют или покалечат. Я вздрагивал, когда встречал в коридоре отца или мать. Самое ужасное, что они вели себя так, будто ничего не произошло: были милыми и дружелюбными. А ведь всего пару дней назад мама в лицо говорила, что таких грешников, как я, надо убивать, и пыталась меня душить. Я возненавидел родителей за это лицемерие.
Попытки решить проблему разговорами ни к чему не привели. Родители утверждали, что делают это мне во благо, что они мучают не меня, а демона, который во мне сидит. Тогда я решился бежать из дома, но первые два побега провалились. О фонде SILSILA я узнал от подруги, она предложила написать в организацию. Через них мне удалось выйти на связь с основательницей другого фонда, я рассказал ей свою историю без прикрас. В течение четырех месяцев мы обсуждали способы моего спасения, даже рассматривали возможность бежать в другую страну, но пока я не решился на это.
Сейчас я по-прежнему живу с родителями и жду подходящей возможности, чтобы бежать. Мне помогли с финансами и восстановлением документов. Все ограничения в семье по-прежнему действуют: на улицу нельзя, прикасаться к телефону нельзя и прочее.
Я ненавижу родителей: никогда не смогу простить их за то, что они со мной сделали. Когда я знакомлюсь с новыми людьми, первым делом спрашиваю их: «Как ты относишься к религии?» Если положительно, я обрываю общение.
Мое мировоззрение кардинально изменилось, я стал больше думать и анализировать, задавать больше критических вопросов, перестал всему верить на слово. Книги, научные статьи, мои друзья и в конце концов я сам утешают меня намного больше, чем ночи непрерывных молитв. Я смог избавиться от навязчивых страхов, которые мучили меня, и даже от навязчивого страха смерти, который был у меня вплоть до подросткового возраста.
Как выйти из ситуации религиозного насилия
Как отмечает Бабичева, из ситуации религиозного насилия выйти очень сложно.
«Во-первых, религиозное насилие часто строится на манипуляциях, обесценивании, давлении, то есть на психологических инструментах. А сложность психологического насилия именно в том, что его нельзя увидеть, потрогать, осознать границы. Его как будто нет. При этом есть конкретный ущерб — психологическому благополучию, эмоциональному состоянию, качеству жизни, самооценке», — отмечает Анастасия.
Усложняет ситуацию с религиозным насилием то, что оно касается духовности — сферы человеческих ценностей и смыслов. Для многих людей вера и религия — это важная часть идентичности. Источник смысла жизни, часть культуры и семьи — все это имеет очень серьезное значение для человека. От этого бывает довольно сложно отказаться, перестать идентифицировать с собой, потому что вера становится системой взглядов, благодаря которой люди ощущают себя счастливыми, в ней находят опору и чувствуют себя в безопасности.
Анастасия отмечает, что проведение границ требует огромных ресурсов внутри человека, которые бывает непросто найти в ситуации комплексного насилия, а именно такими чаще всего оказываются случаи, когда люди сталкиваются с религиозным давлением.
«Очень важно повышать собственную осведомленность о том, как конкретная религия относится к насилию, приемлет ли его, какими видит роли мужа и жены, как рекомендует решать семейные конфликты и так далее. В поиске ответов на эти вопросы лучше обращаться к первоисточникам, к священным писаниям либо к достоверным, профессиональным интерпретациям — к исследователям, теологам, богословам. Не нужно стесняться сравнивать мнения, если какая-то конкретная интерпретация не кажется достоверной», — объясняет Бабичева.
Помимо этого, стоит работать над тем, чтобы как можно больше людей знали, как распознать психологическое насилие. Благодаря этим знаниям людям будет проще избежать попадания в такую ситуацию.
Если человек все-таки пострадал от религиозного насилия, обязательно нужно обратиться за помощью. Например, в фонд SILSILA, который накопил серьезный практический опыт помощи людям, оказавшимся в подобных ситуациях. Для этого достаточно заполнить анкету на сайте. Специалисты благотворительной организации свяжутся в течение 24 часов после получения заявки.
Редактор — Александра Садыкова
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам