В День знаний московские первокурсники с ментальными особенностями, которые должны были получать образование в колледжах, не смогли пойти на учебу — их не зачислили. Об этом «Таким делам» рассказала режиссер Евгения Беркович. Ее дочь в этом году окончила девятый класс. Девочка училась в школе по специальной программе для детей с ментальными особенностями.
«Для таких школьников есть не так много специальностей, куда можно пойти после девятого класса. В Москве всего 15 колледжей, где есть программы с ОВЗ. И мы пошли выбирать. Дочь решила, что хочет учиться на столяра, поэтому осталось всего четыре колледжа, с которыми мы общались», — рассказала Беркович «Таким делам».
После этой программы и специализированных школ для учеников с ментальными особенностями дети могут пойти учиться в колледж и получить рабочую специальность. Всего к таким программам относится несколько специальностей: маляр, озеленитель, столяр, повар, плиточник, швея и другие рабочие профессии.
«В мае мы начали ходить по колледжам, нам везде говорили, что еще нет квот и нас не могут зачислить, мол, приходите в августе. В начале августа говорят: “Звоните 15-го”, 15-го говорят: “Звоните 20-го”. И так это все тянулось до 31 августа», — рассказывает Беркович.
Обычно эти квоты распределяются в конце предыдущего учебного года, но к 1 сентября они так и не появились. Нет пока даже платных мест для обучения.
В одном из колледжей Беркович объяснили, что квоты будут, но в какой именно момент — неизвестно. Там сказали, что нужно привозить документы и ждать зачисления, потому что возьмут тех ребят, которые первыми успели подать заявление. В другом колледже, наоборот, заявили, что мест для детей с ОВЗ не будет вообще, так как финансирования в этом году не выделяли.
«Я обзвонила всех знакомых мамочек, у всех похожая ситуация. Проблема в том, что нет ни “да”, ни “нет”. Сидит человек и не знает, что делать. Другие дети пошли учиться, а дочь — нет, сидит рыдает. В теории она может вернуться в школу, но для этого надо точно знать, что колледжа для нее в этом году не будет», — говорит Беркович.
Аня хотела поступать в Технологический колледж № 21, где, по словам Беркович, созданы действительно хорошие условия для учебы студентов с ментальными заболеваниями.
К вечеру 1 сентября подросткам с ОВЗ, которые хотели учиться в колледжах, позвонили преподаватели и сказали, что квоты все же будут, сообщила «Таким делам» Елена Багарадникова, исполнительный директор региональной общественной организации помощи детям с РАС «Контакт».
При этом она добавила, что пока не видела приказа о зачислении детей: «Сначала бы увидеть приказ, а потом уже радоваться».
Информацию о решении вопроса с поступлением утром 2 сентября подтвердила Евгения Беркович. «Ура, ночью “скинули” квоты! В понедельник понесем документы (на поступление)», — сказала она «Таким делам», не уточнив подробности.
В то же время специалисты поясняют, что в действующем законе об образовании нет понятия «квоты на обучение». «Тот, кто говорит про квоты, живет в период до 2013 года, когда вышел новый закон об образовании. В новом законе понятия “квоты” нет», — говорит начальник отдела по сопровождению общеобразовательной подготовки среднего профессионального образования Института развития профессионального образования Татьяна Пивник. Она подчеркивает, что сейчас в России все абитуриенты принимаются в колледжи в общем потоке:
«Это не среднее профессиональное образование, это не уровень образования, это просто документ, который показывает, что они (ученики) освоили профессиональные компетенции», — объясняет Пивник.
Она рассказывает, что в Москве существует проект «Профессиональное обучение без границ». Там учатся дети с ментальными особенностями и просто школьники, которые хотят освоить рабочие специальности. Это обучение оплачивается из городского бюджета.
Представитель департамента образования Москвы рассказал «Таким делам», что в колледжах города в текущем году начнут обучение около 1800 студентов с различными заболеваниями. При этом там отметили, что квоты на обучение распределяются приказами ведомства.
«Лицам с ОВЗ, которые не имеют основного или среднего общего образования, необходимо обратиться в приемную комиссию выбранной образовательной организации. Те, у кого есть аттестат об основном или общем образовании, принимаются на общих основаниях через сайт mos.ru», — заключил представитель департамента.
На вопрос о том, с чем связана задержка в предоставлении квот в этом году, представитель Департамента образования Москвы не ответил.
В законе об образовании сказано, что в России есть отдельные организации, «осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам», они создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это относится к людям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, особенностями психического и умственного развития, расстройствами аутистического спектра.