Заметка

«Я размазывала кровь по клавишам». Почему учителя музыки бьют и унижают детей

Удары по рукам, крики, пинки, оскорбления, угрозы — такие «методы обучения» применяют во многих российских музыкальных школах. В Москве учитель фортепиано Мгер Махсудян избивал восьмилетнюю девочку на уроках, чтобы вырастить из нее хорошего музыканта, а в Южно-Сахалинске учительница музыки издевалась над шестиклассницей. «Такие дела» поговорили с теми, кто столкнулся с насилием во время обучения музыке, и узнали, как выбрать преподавателя, который не навредит.

Фото: Andrey K / Unsplash.com

«Скажешь еще спасибо, что не дали бросить»

В пять лет Вероника пошла в сельскую музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано. По ее воспоминаниям, занятия там были «лайтовые». Все изменилось спустя два года, когда учительница заметила в девочке талант и отправила ее учиться в город.

«В сельской школе педагог была лояльная. А в городской сразу начала держать меня в ежовых рукавицах — ни шагу в сторону», — вспоминает девушка.

Если Вероника делала ошибку во время игры на фортепиано, учительница кричала на нее, пинала стул, на котором она сидела, или резко убирала его из-под девочки. 

«Она могла с размаху хлопнуть крышкой пианино, когда на клавишах были мои руки. Я едва успевала их убрать», — рассказывает Вероника

С девяти лет ее стали возить на музыкальные конкурсы. «По расписанию у меня было два урока в неделю. На самом деле я ходила в музыкалку ежедневно и занималась множество часов — все потому, что учительница готовила меня к конкурсам», — говорит Вероника.

Из-за большой нагрузки у девочки начались истерики: она жаловалась родителям, что не хочет заниматься музыкой, что устала и не планирует связывать свою жизнь с ней. Родители отвечали: «Скажешь еще спасибо, что не дали тебе бросить». «Сколько лет прошло, а я все еще не сказала», — отмечает девушка. 

Вероника считает, что на самом деле талантливым музыкантом она не была. Занятия музыкой сначала вызывали у нее интерес, но вскоре превратились в тяжелую работу. «Я просто хорошая ученица, которую выдрессировали. Я и в художественной школе неплохо училась — это не про талант, а про работу», — говорит Вероника.

Подростковый психолог Марина Новицкая считает, что, пока ребенку не исполнится 9–10 лет, делать выводы о наличии таланта преждевременно. В раннем возрасте можно разглядеть лишь задатки. Если же у ребенка действительно есть талант к какому-то делу, то оно должно приносить ему удовольствие, подчеркивает психолог. Это не означает, что труд и упорство неважны: чтобы развить талант, нужно много работать, но этот процесс всегда связан с положительными эмоциями.

«Смотрите на склонности ребенка. Возможно, он будет талантливым скрипачом. Но если ему не нравится скрипка, какой смысл развивать талант насильно? — рассуждает Новицкая. — Не бывает так, что человек талантлив только в игре на скрипке, но совершенно не умеет играть на виолончели или на гитаре. Дайте ребенку попробовать и выбрать инструмент, который ему нравится. Не нужно ломать его через силу».

«Я сейчас позвоню отцу — от тебя мокрого места не останется»

Как и Вероника, Настя играла на фортепиано. Она попала в музыкальную школу в девять лет, но уже через год потеряла интерес к занятиям, потому что учительница грубо обращалась с ней.

«У меня не было пальцев пианистки, и она говорила: “У тебя руки-крюки”. Брала мой большой палец и мизинец и растягивала мне кисть — не мягко, а с применением силы. Делала мне больно», — рассказывает Настя.

Фото: Andrey K / Unsplash.com

Учительница ругала девочку за каждую ошибку: оскорбления «дура» и «тупая» стали привычными для Насти. Когда она горбилась за фортепиано, педагог била ей в спину кулаком. Она часто говорила: «Родители у тебя такие хорошие, как у них выросло такое нечто, как ты?»

На второй год обучения Настя захотела уйти, но родители запретили ей это делать: они сказали, что уже отдали деньги, поэтому девочка должна окончить музыкальную школу. Поведение учительницы они оправдывали фразой: «Это человек сталинской закалки». Педагог знала отца девочки и периодически звонила ему, чтобы пожаловаться на ошибки Насти. После этих звонков он бил дочь.

«Я уверена, она знала, что папа меня строго наказывает. Однажды отец стал бить меня прямо во время разговора с ней — она слышала это», — говорит Настя

Чтобы добиться от девочки лучших результатов, учительница запугивала ее. Настя приводит в пример такой случай: «Как-то она сказала мне: “Я сейчас позвоню отцу — от тебя мокрого места не останется”».

Читайте также «Собирайся, поедем в детдом». Как родители наказывают детей в России

Сначала Настя много занималась и старалась заслужить похвалу учительницы, но со временем поняла, что отношение к ней не меняется. После этого она забросила учебу. «Я шла в музыкалку как в тюрьму», — вспоминает девушка.

Однажды Настя запуталась в расписании и вместо занятия по фортепиано пришла на сольфеджио. На урок ворвалась ее учительница, оскорбила девочку при всем классе, схватила за ухо и повела к себе в кабинет. Там она грубо кинула Настю на стул. 

«Мне было стыдно и страшно, но я не сопротивлялась: знала, что она позвонит отцу — и будет еще хуже», — говорит девушка.

Вероника вспоминает, что учительница сама выгоняла ее с уроков, когда была недовольна. «Она могла швырнуть в меня папкой с нотами и сказать: “Всё, до свидания”. В первый раз я удивилась, а потом стала радоваться, что могу наконец-то уйти домой», — рассказывает девушка.

Иногда учительница запирала ее в кабинете на несколько часов, чтобы Вероника оттачивала игру на фортепиано. Брала девочку за мизинцы и до боли вдавливала их в клавиши, объясняя это тем, что у Вероники слишком слабые пальцы для пианистки.

«На эти занятия я шла как на каторгу. Мне хотелось погулять, сходить на дни рождения, но ежедневные уроки не позволяли этого сделать. После них я была выжата как лимон: мне хотелось только лечь и уснуть, больше ничего», — вспоминает Вероника.

Фото: Andrey K / Unsplash.com

Почему учителя музыки применяют насилие к детям

«В начале двухтысячных родители привели меня на уроки фортепиано. Учительница к тому моменту явно профессионально выгорела. Мне доставалось линейкой по рукам за обычные ошибки — тогда желание заниматься быстро угасло. Хотя мне очень нравилось», — вспоминает оперная певица и педагог по вокалу, вокалотерапевт Кристина Эпель. Только спустя несколько лет она вернулась в музыку, но уже на занятия вокалом. 

«Психика ребенка очень хрупкая — дети, испытавшие насилие в музыкалке, обычно не возвращаются. Наверное, я исключение из правила», — говорит Эпель.

Главная причина насилия в музыкальных школах — выгорание педагогов, считает эксперт. Чтобы заработать на жизнь, многие учителя вынуждены работать в трех-четырех местах: зарплаты, особенно в государственных школах, крайне малы. Сама Эпель получала там около 25 тысяч рублей.

По данным Росстата, в 2023 году средняя зарплата работников школ дополнительного образования составляла около 50 тысяч рублей. При этом агрегатор «ГородРабот.ру» приводит сумму 23 тысячи рублей на 2024 год

«Мой коллега работает в четырех школах. У него нет выходных, он занимается более чем со 150 учениками», — рассказывает Эпель. 

По мнению эксперта, насилие возникает и потому, что учителя музыки часто не имеют базовых знаний по психологии. Несмотря на то что эта дисциплина включена в программу музыкальных вузов и училищ, ей уделяют недостаточно времени. Педагогам редко объясняют, что применять силу по отношению к детям неприемлемо, и многие считают это нормой.

Такой подход привычен для учителей, отмечает Эпель: жестокие методы активно практиковались в советской системе музыкального образования. Тогда в школах преобладал «конвейерный подход»: считалось, что, если несколько учеников уйдут в процессе обучения, это не проблема, потому что из ста детей кто-нибудь все равно станет хорошим музыкантом. «К сожалению, уходили и очень талантливые люди», — говорит эксперт.

Читайте также «Ты же спортсмен, как ты можешь жаловаться?» Истории людей, которых учили или тренировали родители

Иногда насилие порождают нереализованные амбиции самих учителей. Многие бывшие музыканты приходят преподавать из-за неудач в карьере, отмечает Эпель. Тогда они неосознанно проецируют свои желания на детей и пытаются сделать из них гениев, даже если сами ученики этого не хотят.

Учительница музыкальной школы и психолог Елена добавляет, что одна из причин насилия — одобрение такого поведения со стороны родителей. «Часто родители приводят детей в музыкалку и говорят: “С ними нужно построже”. Они сами не понимают, что чаще всего жесткие методы — это насилие», — говорит психолог.

По словам Елены, некоторые люди могут работать учителями ради ощущения своей власти. Они жестоко обращаются с учениками, потому что знают: ребенок не может защитить себя. 

Однако сейчас ситуация в музыкальных школах постепенно улучшается, отмечает Эпель. Молодых специалистов отучают от жестоких методов: они не только вредны для психики ребенка, но и неэффективны.

«Крики, оскорбления и рукоприкладство — это способы, которые могут повысить мотивацию ученика на очень короткое время. На перспективу они не работают, а только наносят психологические травмы и отвращают человека от музыки», — говорит Эпель

Психолог Марина Новицкая добавляет: «В педагогике не должно быть насилия. Если оно есть, учитель становится профнепригодным. Ему стоит уйти из профессии».

«Она постоянно меня лапала»

Женя Волункова все детство мечтала научиться играть на гитаре. В девять лет мама отдала ее в бесплатный кружок. Учительница гитары девочке сразу не понравилась: она постоянно кричала. «Я просто съеживалась от ее агрессии», — вспоминает Женя.

Еще учительница грубо нарушала личное пространство девочки. «Она садилась плотно ко мне, обнимала меня за талию, просовывала свою руку к грифу и передвигала мои пальцы, показывая, как нужно брать аккорды. Другую руку тоже постоянно трогала, водила ею по струнам, — рассказывает Женя. — Она все время меня лапала, не упускала момента как-то обнять, пожамкать. Мне это было неприятно».

Фото: Anita Cavalcanti / Unsplash.com

На одном из занятий, когда педагог водила Жениной рукой по струнам, у гитары отклеился гриф. Она обвинила в случившемся девочку, накричала на нее и потребовала купить новый инструмент.

«У моих родителей не было денег для такой покупки. Я плакала, потому что не чувствовала себя виноватой в том, что произошло», — говорит Женя.

Родители смогли объяснить руководству кружка, что дочь не виновата, но после произошедшего Женя перестала ходить туда: ей было слишком противно.

По словам девушки, учительница гитары убила в ней желание заниматься. После истории со сломанным грифом она пыталась научиться играть, но так и не смогла дойти до преподавателей. Сейчас у нее уже не хватает времени на это.

«Я жалею, что не умею играть на гитаре. Мне часто снится, что я на ней играю. Я представляю, как играю и пою. Это был большой кусок моего счастья, который просто поломала эта преподавательница, — говорит Женя. — Почему педагогам позволяют так грубо вести себя с детьми, у которых очень чувствительная психика?»

Как обучать музыке без насилия

В 10 лет Вероника участвовала в музыкальном конкурсе: она исполняла произведение, которое требовало особой техники. Девочке необходимо было сделать глиссандо — провести пальцами от нижних до верхних нот. Несколько месяцев она готовилась к концерту и тренировала этот прием. Мозоли на руках не успевали заживать. Когда во время концерта девочка исполнила глиссандо, то увидела на фортепиано кровавые следы.

«Я размазывала кровь по клавишам, но спокойно доиграла до конца. Ужасно горели пальцы. Я поклонилась зрителям и ушла в туалет смывать кровь», — вспоминает Вероника

Обычно учительница просто ставила девочку перед фактом: «Через две недели мы едем на конкурс». Вероника выступала неохотно, но выбора у нее не было.

По словам оперной певицы и педагога по вокалу Кристины Эпель, это распространенная практика: учителя музыки, как правило, очень заинтересованы в том, чтобы их воспитанники участвовали в конкурсах. Дело в том, что зарплата и статус педагога напрямую зависят от количества грамот, выданных его ученикам.

Так, в 2022 году правительство ввело премии от 500 тысяч до 1 миллиона рублей для учителей музыки, которые демонстрируют «высокие результаты профессиональной деятельности»: один из главных критериев оценки — количество дипломов и грантов, полученных воспитанниками.

Читайте также «Школа не может быть островом»

Такая система приводит к тому, что многие педагоги требуют от ребенка впечатляющих результатов с первых же занятий, говорит Эпель. За этим стоит следующая логика: чем быстрее ученик освоит программу, тем больше грамот он принесет. В результате учителя перегружают детей и жестко наказывают их за ошибки.

При этом учительница музыки Елена считает, что конкурсы и экзамены не стоит демонизировать. Они выполняют важную роль: помогают увидеть, как педагог работает с ребенком и какие у него способности.

По мнению Эпель, экзамены лучше проводить в творческой обстановке — например, организовывать концерты, чтобы дети меньше волновались. При этом важно объяснять ученикам, что оценки чаще всего зависят от предпочтений конкретного человека в жюри и не отражают их ценности как музыкантов.

«Нужно понимать, зачем ребенок пришел в музыкалку. Если для общего развития, то нет смысла делать из него супергероя, который постоянно выступает на конкурсах», — считает Эпель.

«Обучение должно быть без насилия, потому что свобода — это то, что необходимо творческому человеку»

Учительница музыки и психолог Елена говорит, что самый действенный способ защитить детей от жестокости — это четкая позиция руководства школы. Директор должен доносить до сотрудников, что у них приняты только здоровые, ненасильственные методы общения с детьми.

На занятиях важно не лишать воспитанников инициативы и разбирать в том числе произведения по выбору. Несмотря на наличие учебной программы, успеть выучить то, что интересно ученикам, вполне реально, говорит Эпель. По мнению педагога, вести занятия лучше в игровой форме. Если только заучивать композиции, ученики быстро потеряют интерес. 

Фото: Andrey K / Unsplash.com

Эпель советует не запирать детей в стенах класса, а показывать им музыкальный мир: водить на концерты и в театры. Тогда, даже если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он вырастет всесторонне развитым человеком. 

«Чтобы хорошо жилось ученикам, нужно заниматься педагогами. Проводить конференции на тему психологической атмосферы в классе, ментального здоровья детей и учителей», — говорит эксперт.

Как выбрать хорошего учителя музыки

Эпель рекомендует обращать внимание на контакт ребенка и учителя. Если они сразу находят общий язык и дружелюбно общаются, педагогу можно довериться. Не стоит выбирать преподавателя по количеству дипломов — важнее его отношение к ребенку.

Кроме того, ценны личные рекомендации. Новицкая советует пообщаться с учениками, которые ходят на занятия к интересующему педагогу, спросить, все ли им нравится. Полезно узнать мнение коллег учителя.

Новицкая подчеркивает, что конфликт с преподавателем может возникнуть не сразу. Поэтому важно обращать внимание на то, в каком состоянии ребенок возвращается после занятий — выглядит он спокойным и довольным или усталым и подавленным.

Если с учителем все же не повезло, можно вернуться к музыке даже спустя годы. Эпель, вспоминая свой травматичный опыт, предлагает подойти к делу с другой стороны — например, вместо фортепиано попробовать вокал. Эксперт советует сходить на пробные уроки к разным педагогам: это поможет познакомиться с методиками преподавания и выбрать наиболее подходящую.

По словам Новицкой, психотерапия с клиентами, которые пережили насилие в музыкальной школе, может занимать много времени. Тем не менее травматичный опыт стоит проработать со специалистом. 

Эксперт подчеркивает, что при возобновлении занятий музыкой важно помнить: «Вы разговариваете с преподавателем уже не с позиции ребенок — взрослый, а на равных. Вы можете столкнуться с когнитивными искажениями вроде “все учителя музыкалок будут плохо со мной обращаться”. Но нужно отслеживать, насколько эти мысли реалистичны».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: