Заметка

«Не бывает коней-каскадеров». Правозащитники заявили о жестоком обращении с лошадью на съемках фильма о семейных ценностях

В конце июня в российский прокат вышел фильм о семейных ценностях и дружбе с животными, но создатели картины на съемках жестоко обращались как минимум с одной лошадью, в чем не увидели ничего плохого. Ситуацию не осудили и в Федерации конного спорта России. «Такие дела» постарались объяснить, почему такие методы работы с животными недопустимы в современном мире и что по закону может грозить истязателям коня.

Фото: Jez Timms / Unsplash.com

В конце июня в российский прокат вышла приключенческая драма режиссера Александра Данилова «Мой любимый чемпион» про дружбу лошади и девочки-подростка. Фильм заявлен как история о семье и хороших отношениях между людьми и животными, но зрители заметили жестокое обращение с лошадью, которая участвовала в съемках.

На момент публикации рейтинг фильма на «Кинопоиске» составил 1,2 балла, что считается ниже низшего уровня.

Читайте также «Гуляет с другими лошадками и уже не работает». Как живут на пенсии служебные животные: собаки, кони и цирковые артисты

15 июля Елена Овсиенко, основательница благотворительного фонда, который занимается помощью лошадям, Lirs Help, написала у себя в Instagram о жестоком обращении с животными на съемках фильма «Мой любимый чемпион».

Она рассказала, что для того чтобы снять падение героини с лошади, животному связали передние ноги и тянули за веревку, когда конь пытался преодолеть препятствие. Таким образом лошадь, перепрыгивающая барьер, неминуемо падала на грудь и шею. Это могло привести к тяжелым травмам — переломам шеи, позвоночника и ног, а также к мучительной гибели лошади. Притом что съемочная группа сняла эту сцену не с первого раза — было несколько дублей, в каждом из которых лошадь падала, сворачивая себе шею.

«Трое мужчин сзади тянут ноги лошади назад, как только она поднимается над барьером, и лошадь весом около 600 килограммов приземляется на свою шею и, скорее всего, ломает ее», — написала Овсиенко.

Она подчеркнула, что фильм был создан при участии Федерации конного спорта России.

«Сечина Марина и Кретов Максим — это два кровавых губителя конного спорта России. Позволить так издеваться над лошадью на всю страну в мире, где уже существует ИИ и каскадеры, по сути, вообще не нужны, эти люди не просто не борются с жестоким обращением и не защищают права лошадей, эти люди спонсируют издевательства над лошадьми», — заявила Овсиенко.

Фото: скриншот ТД

Представитель Федерации конного спорта ответил в Instagram на слова о жестоком обращении с лошадью на съемках фильма и назвал их «недостоверными сведениями». В то же время он заявил, что производственная команда фильма не согласовывала включение этого эпизода, но и не обязана была этого делать. 

«Для выполнения каскадерского трюка с падением лошади было привлечено подготовленное животное, регулярно проходящее специальный тренинг, обученное к выполнению подобных трюков, сцена снималась с участием и под контролем профессиональных каскадеров и тренеров. Лошадь в настоящее время продолжает свою карьеру», — говорится в сообщении Федерации конного спорта.

Режиссер картины Александр Данилов также сказал «Таким делам», что со здоровьем лошади из этого эпизода все в порядке.

«Конь на видео — каскадерский конь Блеск. Он абсолютно здоров и продолжает работать — спустя два года после съемок нашего фильма — в других проектах», — сообщил Данилов.

Сразу после трюка лошадь была осмотрена ветеринаром, «который не обнаружил никакой хромоты», отметил режиссер. В то же время заключение ветеринара, которое было запрошено «Такими делами», Данилов не предоставил редакции.

Фото: Oscar Scannell / Unsplash.com
Фото: скриншот ТД

Режиссер добавил, что искусственный интеллект, о котором написала Овсиенко в своей публикации, не может быть использован киноделами, потому что пока этот инструмент не позволяет получить видео хорошего качества.

Петицию с требованием запретить фильм на момент публикации подписало почти 15 тысяч человек.

Расходный материал

На съемках фильмов, в которых участвуют лошади, профессиональные каскадеры действительно могут показывать трюки с падением, объясняет Ольга Ватомская, директор фонда помощи животным «Я свободен», но это не значит, что лошадь не получает травм.

«Для безопасной подсечки всадник “группирует” лошадь: поворачивает голову, в нужный момент тянет штрабат так, чтобы лошадь перевернулась через правильный бок, — но создатели этого фильма даже не удосужились обратиться к профессионалам. Хотя и эти методы я не одобряю», — говорит Ватомская.

С ней соглашается Анастасия Юстинова, основатель реабилитационного центра для животных «Вольные кони». По ее словам, этот фильм показал всю жестокость конного спорта. «Лошадь в конном спорте — это скорее расходный материал, от которого избавятся, когда она не сможет дальше работать, приносить деньги и медали», — продолжает она.

Понятия «каскадерский конь» (в том смысле, что животное учится падать без повреждений) не существует, объясняет Юстинова. Она подчеркивает:

«Не бывает собак-поисковиков, коней-каскадеров, голубей-почтальонов»

«Животных просто дрессируют и заставляют выполнять ряд механических действий», — добавляет Ватомская из «Я свободен».

Никто не будет лечить лошадь, которая получила серьезные травмы (перелом шеи, ноги или позвоночника), так же как никто не будет подбирать особый подход к «норовистому» животному, их просто используют для картинки, соглашается Юстинова. 

Она поясняет: содержание и использование лошадей в конном спорте и на съемках наносит вред здоровью и психике животного. Большую часть времени они содержатся в денниках — стойлах размером три на три метра, и это ограниченное пространство сильно на них влияет.

«У них очень мало общения с другими лошадьми. А лошади — стадные животные. В денниках они лишены полноценной жизни и часто проявляют симптомы “медвежьей качки”», — добавляет Юстинова.

Частые переезды, съемки и толпы людей также создают дополнительный стресс для лошадей, продолжает правозащитница:

«В таких ситуациях они зачастую ведут себя как роботы, проявляя полное подчинение»

Для понимания эксперт рассказывает, что у многих лошадей, задействованных в этих сферах, языки сдавлены и порваны из-за металлических трензелей. «У одной из моих лошадей язык разодран на две половины. У нее просто вмятина во рту из-за таких удил», — делится Юстинова.

Лошадь относится к категории сельскохозяйственных животных, которые, как и домашние, защищены российским законодательством, объясняет Сергей Егоров, юрист и руководитель проекта «Егоров и партнеры. Права животных».

Читайте также Как в России судят за жестокое обращение с животными?

В федеральном законе № 498 «Об ответственном обращении с животными» закреплено понятие «жестокое обращение», а в статье 245 УК указываются условия, при которых наступает уголовная ответственность за такие действия.

«Даже если предположить, что на съемках фильма был какой-то регламент, в чем я лично сомневаюсь, то нормы федерального законодательства выше любого регламента», — говорит Егоров.

Он напоминает, что с июня 2023 года в КоАП добавили три новые статьи, связанные с жестоким обращением с животными: «Несоблюдение требований к содержанию животных», «Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» и «Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов».

«Если в конкретной ситуации нет состава преступления, предусмотренного статьей 245 УК, то возможна административная ответственность за жестокое обращение с животными по новым статьям», — заключает он.

Фото: Stefanie Poepken / Unsplash.com

Не через боль

Существуют гуманные способы обращения с лошадьми, рассказывает Юстинова. Сегодня многие конники переходят на работу с лошадьми без трензелей. «Разница в том, что нужно потратить колоссальное время на то, чтобы обучить лошадей не через боль», — объясняет она.

Ватомская добавляет, что одна из лошадей, спасенных фондом «Я свободен», сейчас играет в конно-драматическом театре «ВелесО» в Ленинградской области, где люди выступают вместе с лошадьми. «Это восемь коней и один пони. Некоторых из них забрали из тяжелых условий», — рассказывает администратор театра Ксения Григорьева.

При этом все лошади выступают без подков, а трензели почти не используются — кони остаются свободными.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: