Николай Казунин
графический дизайнер, Вологда
Я 23 года отслужил в силовых структурах. Пару лет назад уволился и стал IT-инженером в лесопромышленном холдинге. При этом меня всегда привлекал дизайн. Я проходил обучение, участвовал в разных конкурсах. На одном из курсов мне предложили попробовать свои силы в волонтерском проекте.
Благотворительному фонду «Особенные дети» нужно было сделать отчет о деятельности за 2021 год. Брендбук мне предоставили. Это был приятный опыт: я работал с хорошим визуальным материалом и качественными фотографиями, сотрудники быстро отвечали на мои вопросы. Отчет получился увесистым (пятьдесят с лишним страниц) и одновременно легким: светлая цветовая гамма, достаточно воздуха. Результат понравился и мне, и фонду.
Изначально моей целью было наработать портфолио, узнать, как устроен мир графического дизайна. Я брался буквально за все — оформлял и мокапы, и соцсети, и брошюры, и стенды.
Работать с фондами проще, чем с коммерческими организациями, так как здесь нет жестких обязательств: заказы можно выполнять в свободное время. Конечно, из-за этого сроки порой растягиваются. Но обычно благотворительные организации идут навстречу волонтерам — мы бесплатно инвестируем свое время, и они это понимают.
Я делал, например, открытки для фонда «Я люблю жизнь», который поддерживает людей с онкозаболеваниями. Организация планировала встроить эти картинки в рассылку, чтобы привлечь пожертвования. Задача казалась простой: нужно было отобрать десять рисунков подопечных из полусотни, а затем превратить их в открытки. Но когда фонд прислал мне материалы, я впал в ступор. Не мог поверить, что такие рисунки могут создавать взрослые и дети с тяжелыми заболеваниями. Все картинки были яркими, жизнерадостными, милыми. Как тут выбрать? В итоге вместо десяти открыток я сделал тридцать.
Еще я сотрудничал с DonorSearch. Там от меня много не требовалось — я просто переносил айдентику сообщества на футболки. Она у них классная: ручки тянутся навстречу друг другу, чтобы помочь и поддержать.
А вот Фонд защиты городских животных дал мне полную свободу действий, и я решил покреативить. Запрос был такой: обновить плакат с инструкцией на случай, если человек обнаружил замурованных в подвале кошек. Накреативил. Фонд сказал: «Прикольно, но нам бы в старом плакате только номера телефонов обновить». В итоге мы согласовали какой-то компромиссный вариант.
Со временем я понял, что больше всего мне нравится создавать презентации, и сосредоточился на этом. В 2023-м делал отчет для фонда «Собаки-помощники». А в этом году руководитель НКО сообщил мне, что отчет получил высшую награду — премию «Золотой стандарт» на конкурсе «Точка отсчета». Я очень обрадовался. Поднялась самооценка: было приятно, что мою работу оценил не только фонд, но и независимые эксперты, так сказать. Что я могу не просто делать красивые картинки, а достигать высоких результатов.
Сейчас я активно работаю с DonorSearch и «Перспективой». Многие организации уже обращаются ко мне напрямую. Больше всего я горжусь не какими-то личными достижениями, скажем, уникальным дизайном, а тем, что моя работа приносит людям пользу.
До волонтерства я почти ничего не знал о благотворительности. А тут открыл для себя другой мир. Здесь нет успешного успеха, здесь трудности и ежедневная борьба. Люди попадают в тяжелые ситуации, но не потому, что они плохие, а потому, что так складываются обстоятельства. И ты стараешься помочь этим людям не опустить руки. Да, опосредованно, через фонды, в меру своих компетенций. И все же.
Я и раньше переводил на помощь какие-то небольшие суммы, бонусы, баллы, но это был какой-то быстрый дофамин: свайпнул — и забыл уже, кому, чего, когда. А работы для фондов почти все помню.
Павел
программист, Белград
Я жил в Санкт-Петербурге, занимался математикой, преподавал в Высшей школе экономики, хотел стать ученым. Потом началась война, и я понял, что не могу строить такие долгосрочные планы.
Математика — деятельность на века. Доказал теорему — и все, это универсальный шаг, человечество назад уже не вернется. Крутые математики за жизнь делают два, три, четыре крупных открытия, и это становится прорывом всей цивилизации. Но с началом войны я потерял интерес к науке: мне хотелось делать что-то полезное прямо здесь и сейчас, а не копаться в цифрах ради светлого будущего, которое, может, никогда не наступит.
Спустя несколько месяцев я присоединился к «Теплице социальных технологий», миссия которой — развивать гражданское общество с помощью IT-решений. Первый волонтерский проект я сделал в рамках их мастерской. По запросу НКО «Территория семьи» мы с командой разработали телеграм-бота для женщин, которые столкнулись с домашним насилием. Он помогал грамотно составить заявление и отправить его в полицию. Были шаблоны заявлений и для других ситуаций. Однако бот не получил популярности. Вероятно, потому что фокус общественного внимания тогда был целиком на войне — проблема домашнего насилия временно отошла на задний план.
Мастерская «Теплицы» стала для меня путем в IT. Я заметил, что мне нравится писать код, и подумал: почему бы не заняться этим всерьез? Начал изучать языки программирования, подтягивать навыки. И уже через год прошел на стажировку в крупную российскую IT-компанию.
Сейчас я работаю программистом, а еще помогаю благотворительным фондам и независимым медиа. Наверное, где-то внутри меня есть драйвер делать что-то хорошее. Когда он был целиком связан с математикой, его не оставалось ни на что другое. Теперь я реализую эту потребность через волонтерство. Помощь другим дает мне ощущение, что я делаю что-то полезное в этой жизни, а не просто трачу время впустую.
Как правило, фонды обращаются ко мне с конкретной задачей: что-то сломалось или нужно добавить какую-то фичу. Из последнего — чинил технологию Instant View для независимого медиа в телеграме. Все объяснил, прошло две недели, а превью у них до сих пор нет. Скорее всего, когда дойдут руки, они это сделают.
Такое уже не в первый раз. Если ты сотрудничаешь с фондом или медиа как интеллектуальный волонтер, не стоит ждать мгновенного результата. Часто у организаций не хватает ресурсов, чтобы довести проект до конца. В отличие от корпоративной среды, где менеджер ставит задачу и следит за ее выполнением, тут все во многом держится на энтузиазме. Ты просто помогаешь людям, которые делают хорошие дела, решить их проблемы.
Евгения
фотограф, Москва
Моя первая волонтерская съемка состоялась десять лет назад. Приюту для животных нужно было сделать несколько фотографий собаки, чтобы ее было проще пристроить. Снимали на улице, зимой, в минус 25. У меня нос примерзал к фотоаппарату.
Регулярно сотрудничать с фондами я начала в 2020 году. Тогда я училась на факультете журналистики и искала интересные истории для студенческих проектов. Такие нашлись в благотворительных организациях.
Сейчас я занимаюсь и коммерческими, и волонтерскими съемками. Разницы для меня нет, главное — соблюдать баланс. Для фондов я снимаю примерно пару раз в месяц. Чаще всего им требуются фото для отчета о проведенных мероприятиях. Иногда меня приглашают снимать сотрудников и подопечных. Я люблю такие фотосессии: мне нравится ловить эмоции и яркие моменты.
Например, год назад я делала фото для фонда «Наставники детям». Эта организация помогает детям из сиротских учреждений — им находят взрослых товарищей, которые делятся с ними своим жизненным опытом. Рассказывают, как ездить на метро, ходить в магазин, платить за квартиру. Если у ребенка нет родителей, ему некому задать все эти вопросы. Опорой для него становится наставник.
Я проводила фотосессию с мальчиком и его старшим товарищем. Для обоих это был первый опыт студийной съемки, поэтому они немного стеснялись. Но у них была неплохая группа поддержки в лице сотрудниц фонда — они активно подбадривали ребят и придумывали идеи для фото, помогали с позами. В результате нашей работы и усилий дизайнера появился баннер, который можно увидеть на сайте организации и на улицах разных городов.
Меня интересует тема инклюзии: адаптивные виды спорта, театральные студии, занятия для людей с инвалидностью. Хочется не только делать красивые картинки, но и больше узнавать про этот мир. В прошлом году, например, я была фотографом на Первом инклюзивном балу в Москве. Сначала ходила на репетиции, наблюдала, как участники разучивали танцы и сколько трудностей им приходилось преодолевать. А потом снимала на самом балу. Сколько же счастья было на лицах людей! Потому что, несмотря ни на что, они это сделали.
Бывают, конечно, непростые истории, с которыми эмоционально трудно работать. Я снимаю в том числе детей с паллиативным статусом. Главное — не зацикливаться на их болезни, просто общаться и делать хорошие кадры. Во время съемки это обычно получается, а вот после накатывают тяжелые мысли.
Мне особенно запомнилась одна девочка с онкозаболеванием. Я снимала ее в больнице, где она лежала уже несколько месяцев. После химиотерапии она не очень хорошо себя чувствовала, но старалась не унывать, мастерила поделки из бумаги, рассказывала, как учится дистанционно. Какая-то космическая девочка. Сейчас, надеюсь, у нее все хорошо.
Ульяна Лебедева
графический дизайнер, Москва
Я с детства хорошо рисовала. В школе побеждала на всероссийских конкурсах по изо, хотела поступать в Строгановку. Но под влиянием родителей решила получить «нормальную» профессию. В итоге шесть лет была внутренним аудитором.
На работе все отмечали оформление моих презентаций, их структуру, инфографику. Наверное, так проявлялась моя тяга к творчеству. Затем я ушла в декрет и поняла, что это шанс попробовать себя в графическом дизайне. Купила курс на Skillbox, выложила учебные проекты на Behance и получила первые заказы.
В 2023 году Skillbox совместно с брендовым агентством Endy объявил конкурс. Нужно было разработать айдентику для фонда «МойМио», который помогает мальчикам с миодистрофией Дюшенна. Сделать плакаты, оформление для соцсетей, макеты электронных писем. Я решила поучаствовать: подумала, что, если все получится, будет классный проект в портфолио.
Про миодистрофию Дюшенна я раньше ничего не слышала. Конечно, сразу полезла читать. Очень тяжело погружаться в такую тему, особенно когда у тебя есть маленький ребенок. Сразу начинаешь проецировать ситуацию на себя: а что, если бы с ним такое случилось? Но вместе с тем такие мысли вдохновляют на помощь.
С фондом «МойМио» я тоже не была знакома. Увидела, что у них есть много вариантов поддержки для детей с миодистрофией Дюшенна — это и психологическая помощь, и карьерные программы. Классно, что фонд организует лагеря для мальчишек, что там они могут найти новых друзей. Ведь когда болеешь неизлечимой болезнью, есть риск потерять интерес к жизни. А фонд помогает не опустить руки. На платформе Skillbox подопечные могут освоить и моушен-дизайн, и создание компьютерных игр.
Спустя две недели фонд объявил, что выбрал мою работу. Тогда я еще не знала, что это только начало пути. Два месяца мы дорабатывали разные детали, создавали гайдлайн. Для меня это был первый опыт работы над дизайном в команде, коллеги из Endy помогали и направляли.
Мы решили не вызывать айдентикой жалость у людей. Наоборот, старались, чтобы мальчишки вдохновляли своей силой. Хотели показать, что фонд наполняет жизнь детей и их родителей светом.
Нужно было создать дизайн, который отражал бы все эти смыслы. Первым я придумала графический знак — метафору окошка, из которого выглядывают буквы названия фонда. Они расположены хаотично, будто мальчишки играют и резвятся внутри. Знак окрашивается в фирменные цвета, поэтому кажется, что в окошке всегда горит свет. Эта метафора перешла на дизайн плакатов и постов в соцсетях.
У фонда уже был фирменный цвет — бирюзовый. Мы скорректировали его, сделали более приглушенным и чистым. К нему добавили еще три цвета: пурпурный розовый, желтый и яркий лайм. Для серьезных обращений подобрали другой цвет — холодный графит.
Еще я разработала шрифтовое написание названия фонда с акцентной буквой О. Она создает атмосферу дружелюбия, словно зовет заглянуть в гости. Затем подобрала шрифт для заголовков. Сами по себе буквы достаточно широкие и толстые — в этом считываются уверенность и поддержка, которую фонд дает своим подопечным.
Работа над дизайном не всегда шла гладко. Было много правок и согласований, я переживала, что из-за них потеряется моя первоначальная идея. Но благодаря поддержке ребят из Endy мы все преодолели. Родился сильный и очень светлый проект.
Когда фонд начал использовать мой дизайн, я была безумно рада. Во-первых, айдентика ожила, а, во-вторых, визуальный образ «МойМио» в интернете сразу преобразился. Он стал светлым и ярким. Новая айдентика понравилась и сотрудникам, и подписчикам фонда в соцсетях — это, безусловно, было очень приятно.
Сергей Лебедев
программист, Цюрих
В 2019 году я ушел с работы и решил прокачать навыки, изучить, какие новые технологии появились. Совершенно случайно набрел на проект ProCharity, где фонды публикуют задачи для интеллектуальных волонтеров. Сайт рекламировали «Яндекс» и Иван Ургант — это убедило меня, что передо мной не мошенники.
На ProCharity я увидел заявку от фонда «Гуманитарное действие», который поддерживает людей с наркотической зависимостью, ВИЧ и другими тяжелыми заболеваниями. Фонду требовалось приложение, чтобы упростить отчетность.
В мобильных пунктах «Гуманитарного действия» людям оказывали медицинскую и психологическую помощь. Однако документы для отчетов приходилось заполнять вручную прямо на местах: сотрудники указывали, сколько людей обратилось в фонд, какие у них были заболевания, какую поддержку они получили. Затем данные переносили в базу. Разбираться в рукописных документах было нелегко — это повышало риск ошибок.
Я взялся за разработку приложения, чтобы избавить фонд от необходимости копаться в бумагах. Задача оказалась сложнее, чем я думал: понадобилось изучить новую технологию. Пару месяцев я работал фултайм. Освоил язык программирования Dart и надстройку к нему — инструмент Flutter, который позволяет создавать мобильные приложения с графическим интерфейсом.
Еще одна сложность заключалась в том, что фонд хранил все данные в REDCap — своеобразной базе, которая больше подходит для научных исследований. Это нишевый продукт, поэтому информации о нем было мало. Сам я с REDCap никогда не работал. Чтобы приложение нормально функционировало, понадобилось много экспериментировать, отлаживать процессы. И мы до сих пор продолжаем это делать.
Например, недавно REDCap выпустила обновление, которое затрагивает работу программного интерфейса — механизма, позволяющего двум программам обмениваться информацией. Мы установили это обновление, но вскоре обнаружили баги. Обратились в поддержку, они обещали все исправить. Если бы это был более популярный продукт, думаю, проблемы поймали бы еще на этапе открытого тестирования.
Так или иначе приложение я все-таки разработал. Теперь сотрудникам фонда больше не нужно заполнять бумаги на местах: они вносят данные через приложение на планшете. А я только обновляю его для соответствия требованиям Google.
Этот интересный кейс очень пригодился мне, когда я собирал портфолио. Сотрудничество с фондом стало моим первым шагом в профессии. После завершения проекта я начал работать и с другими клиентами как фрилансер.
До волонтерства я мало знал о проблемах людей с зависимостями и тяжелыми заболеваниями. Не думал, например, про стигматизацию, связанную с ВИЧ. А тут примерил ситуацию на себя. Ты можешь получить ВИЧ случайно, во время медицинской процедуры, но в обществе есть представление, что ты «блудил». При этом диагноз трудно удержать в тайне.
Поработать с организацией, которая помогает другим, было для меня большой удачей. Теперь я больше знаю о благотворительности. Советую и другим программистам присмотреться к заявкам на ProCharity — там есть задачи разного объема и сложности. Если человек хочет набраться опыта и одновременно сделать что-то полезное, мне кажется, это хороший вариант.
Как стать интеллектуальным волонтером
Для начала человеку нужно определиться, кому именно он хочет помогать: бездомным животным, детям с тяжелыми заболеваниями, пожилым людям. Важно выбрать именно ту уязвимую группу, которая больше всего откликается, — от этого во многом зависит мотивация волонтера.
Следующий шаг — сформулировать, какие полезные навыки или знания у него есть. Затем оценить, сколько часов в неделю человек готов уделять волонтерству.
После ответов на эти вопросы нужно выбрать профильный фонд. Списки проверенных организаций есть на сайтах «VK Добро», «Благо.ру», «Добро.рф» и «СберВместе». Верифицировать фонд можно и самому.
Многие организации размещают анкеты для волонтеров у себя на сайтах. Если такой формы там нет, можно связаться с командой НКО через контакты или соцсети.
Альтернативный путь — изучить заявки от фондов на платформе ProCharity или «IT-волонтер».