«Наши сограждане сбрасывают в гуманитарную помощь все, что им не нужно». Как правильно помогать пострадавшим при наводнении или пожаре
В апреле Оренбургскую область затопил аномальный паводок. Тысячи россиян остались без жилья и вещей первой необходимости. Чиновники оказались не готовы к катаклизму — пострадавшим сейчас помогают неравнодушные люди. При этом в условиях стихийного бедствия бывает непросто разобраться, какая помощь наиболее востребована, кому ее передать и как распознать мошенников. Из-за этого деньги и вещи не всегда доходят до нуждающихся. «Такие дела» узнали у главы благотворительного фонда «Предание» Владимира Берхина, как помогать пострадавшим от природного катаклизма эффективно.
Владимир Берхин
Глава благотворительного фонда «Предание», помогающего людям, которые оказались в трудной ситуации
Какая помощь нужна пострадавшим при стихийном бедствии?
В первые дни после катаклизма людям важно закрыть основные потребности. Пострадавшие нуждаются в теплом и безопасном месте, подушке и одеяле. Им необходимо обеспечить доступ к еде, воде и лекарствам.
По закону этим обязано заниматься государство, но власти часто оказываются неподготовленными к ЧС. В пунктах временного размещения не хватает многих важных вещей — от матрасов до чайников. Тогда волонтеры собирают гуманитарную помощь.
Через несколько недель после катаклизма люди начинают восстанавливать дома и быт. На этом этапе им требуется в первую очередь финансовая поддержка. Пострадавшим нужно закупать стройматериалы и оплачивать труд наемных рабочих.
После наводнений, например, дома начинают «цвести». Чтобы избавиться от грибка и плесени, стены нужно сушить с помощью тепловых пушек и осушителей воздуха, а еще обрабатывать специальными реагентами. Это физически тяжелая работа, особенно для пожилых людей.
Нужды у всех разные — в зависимости от того, какое имущество пострадало. Чаще всего требуется закупать основную бытовую технику: стиральные машины и холодильники. Кто-то собирает деньги на новый автомобиль, чтобы вернуть себе возможность зарабатывать. Кому-то нужно покупать скот и восстанавливать огород.
Как тот, кто живет рядом, может помочь пострадавшим?
Если человек лично знаком с пострадавшими, можно спросить напрямую, какая помощь им нужна. Если личного контакта нет, стоит связаться с волонтерами и выяснить это у них. Волонтеры обычно работают через местные группы во «ВКонтакте», например «Подслушано», а также через чаты в телеграме и ватсапе.
Людям требуется помощь в самых разных формах. Одному человеку не хватает посуды. Другому не с кем оставить детей, пока он ходит по кабинетам чиновников и восстанавливает документы, чтобы получить компенсацию как пострадавший при ЧС.
Основное правило — узнать, что нужно, и помочь с этим, если есть возможность. Не стоит бросаться в бой, руководствуясь своим пониманием ситуации. Оно может оказаться ошибочным.
Как помочь пострадавшим на расстоянии?
Первый вариант — отправить гуманитарную помощь. У нас в «Предании» есть памятка со списком вещей, которые обычно требуются пострадавшим, но это условный перечень. Важно ориентироваться в первую очередь на запросы конкретных людей в конкретной ситуации. Узнать, в чем нуждаются пострадавшие, можно через волонтеров или проверенные организации, которые работают в зоне ЧС.
Техника:
— работающий мобильный телефон (можно старый) и зарядное устройство к нему;
— удлинитель;
— тонометр;
— электрочайник или кипятильник (если есть электричество);
— генератор, топливо, масло к нему (если нет электричества);
— электрический фонарик и батарейки к нему (если нет электричества).
Средства гигиены:
— таз пластиковый (можно несколько);
— памперсы для детей и взрослых;
— туалетная бумага;
— зубные пасты, щетки;
— расчески;
— одноразовые бритвы;
— женские гигиенические прокладки;
— губки для мытья посуды;
— жидкие моющие средства для посуды;
— жидкое мыло;
— стиральный порошок;
— полотенца.
Одежда:
— трусы новые, мужские и женские;
— женские халаты больших размеров;
— мужские тренировочные штаны;
— футболки больших размеров (чистые или новые);
— тапочки новые разных размеров;
— постельное белье (чистое или новое);
— носки (новые);
— дождевики;
— куртки по погоде;
— обувь мужская и женская.
Постель и постельные принадлежности:
— раскладушки или (лучше) армейские складные кровати;
— матрасы;
— одеяла и спальные мешки (чистые или новые).
Продукты:
— детское питание;
— вода бутилированная;
— чай;
— сахар;
— макаронные изделия;
— кофе растворимый;
— сгущенка (не в стекле);
— консервы (не в стекле), в том числе вторые блюда;
— непортящиеся сладости (карамель, леденцы);
— крупы;
— еда быстрого приготовления (например, лапша, сухое картофельное пюре);
— корма для животных.
Кухонная утварь:
— кухонный нож;
— кастрюли (не эмаль и не стекло);
— сковородки (не эмаль и не стекло), желательно с крышкой;
— ведра;
— кружки, миски, ложки, тарелки (желательно небьющиеся);
— одноразовая посуда;
— вафельные полотенца;
— пластиковые контейнеры любого размера.
Упаковочные материалы:
— мешки;
— пакеты большие;
— сумки большие;
— чистые картонные и пластиковые большие коробки;
— другие емкости, в которые можно сложить вещи;
— скотч и маркеры.
Инструменты и стройматериалы:
— молотки;
— гвозди;
— электродрель;
— лопаты;
— пилы;
— различный крепеж: гвозди, шурупы, болты, винты, дюбели, анкеры, шпильки, гайки, шайбы, саморезы;
— проволока;
— пиломатериалы: доска, горбыль и т. д.;
— плотная рулонная полиэтиленовая пленка;
— мусорные мешки (большой литраж).
Другие нужные вещи:
— сигареты;
— туристические палатки и туристическое снаряжение (если нет пункта временного размещения).
Нельзя отправлять все подряд. Не надо думать, что пострадавшие возьмут все, что бы им ни привезли. Наши сограждане обладают удивительной привычкой сбрасывать в гуманитарную помощь все, что им не нужно.
Невостребованный груз могут сжечь или просто выбросить. Бывает, на улице лежат горы вещей, которые некуда вывезти.
Если желающий помочь находится далеко, нужно действовать осмотрительно. Нет смысла, например, отправлять одежду из Москвы в Иркутск. Это очень дорого. К тому же пока она доедет, проблему, скорее всего, решат на месте.
Второй вариант — помочь пострадавшим деньгами. Но здесь важно проявить осторожность. После любого катаклизма в интернете появляются неизвестные, которые представляются пострадавшими или волонтерами и просят денег. Добрые люди ведутся на это и перечисляют средства непонятно кому.
Чтобы определить, можно ли доверять организации, стоит изучить, как давно она существует. Посмотреть, занималась ли она такой помощью. Если нет, то что полезного сделала в целом. Кроме того, можно обратить внимание на связи с публичными лицами и другими организациями — проверенные фонды обычно открыты к сотрудничеству.
Сейчас сборы в пользу пострадавших при наводнении в Оренбургской области ведем мы в «Предании» и коллеги в фонде «Лавка радостей». Вообще, профильных организаций, которые занимаются исключительно помощью пострадавшим при ЧС, практически не существует. Но когда в каком-то регионе случается беда, к помощи подключаются местные благотворительные фонды. Даже если обычно они занимаются другой деятельностью — например, поддерживают людей с тяжелыми заболеваниями.
Деньги можно перевести и волонтерам, но перед этим важно убедиться в их добросовестности. Стоит спросить, готовы ли они отчитываться о своей деятельности, предоставлять чеки и документы. Если волонтеры действительно заинтересованы в том, чтобы оказать помощь, они согласятся сделать этот процесс прозрачным. А вот мошенники начнут нервничать, искать отговорки или даже обвинять желающего помочь. Работа по подделке документов скучная и изматывающая. Как правило, мошенники дотошностей не любят — им нужно получить деньги и быстро исчезнуть.
Главное правило: не давать деньги в руки пострадавшим. Переводить на личный счет тоже не стоит. Иногда за пострадавших выдают себя их полные тезки. Они могут даже показывать паспорта. Мошенники находят свои имена в списках силовиков и решают заработать таким образом.
Другой риск — нецелевое использование средств. Бывает, неравнодушные перечисляют 50 тысяч рублей эвакуированной семье, а люди в горе и стрессе просто спускают эти деньги на алкоголь. Вместо поддержки — выброшенные ресурсы.
Еще один вариант помощи — стать волонтером. Для этого человеку нужно связаться с проверенной организацией и рассказать, какие навыки у него есть, что он готов делать. Необязательно ехать в зону ЧС и работать на месте, это лишь один из вариантов. Можно помогать со сбором гуманитарной помощи, можно — с распространением информации в соцсетях. Ценятся и профессиональные навыки. Если человек, например, юрист и разбирается в вопросе выплат пострадавшим при ЧС, он может консультировать людей по телефону или через интернет.
При этом начинающему волонтеру важно заранее очертить границы своей помощи. Например, установить четкий график: работаю до девяти вечера, потом отдыхаю.
Неопытные волонтеры часто переоценивают свои возможности и начинают геройствовать. Потом, когда возникают проблемы с деньгами и чиновниками, а пострадавшие выражают благодарность не так горячо, как хотелось бы, волонтеры злятся и выгорают.
Как благотворительные организации помогают пострадавшим?
Расскажу на примере «Предания». Как правило, мы отправляем в зону ЧС своего координатора. Он — наши глаза и руки.
К этому времени на месте уже вовсю работают стихийные волонтерские объединения. Наш координатор заранее списывается с одной из таких групп, а по приезде подключается к их деятельности.
Координатор становится связующим звеном между «Преданием» и теми, кто нуждается в помощи. Мы используем свои медийные ресурсы, чтобы о потребностях пострадавших узнало как можно больше людей в стране и даже в мире. Через нас они подключаются к решению проблем.
Прежде чем помогать людям, мы проверяем их документы. Иногда мошенники выдают себя за пострадавших, поэтому мы должны убедиться, что перед нами действительно местные жители.
Вообще, главная проблема при ЧС — это бардак. Бывает, что активные пострадавшие получают помощь сразу из нескольких источников, а те, кто хлопает глазами, остаются без всего. Чтобы такого не происходило, мы стараемся максимально широко распространить информацию о том, что к нам можно обратиться за помощью. Координатор «Предания» рассказывает об этом местным жителям, волонтерам и даже священникам. Последние чаще всего хорошо знакомы с людьми и знают, кто нуждается в поддержке.
Бывает, что люди готовы принять помощь только в определенной форме и не согласны на другие варианты. Одна из семей, которой мы пытались помочь, лишилась при катаклизме всего имущества. Среди прочего там был грузовик – единственный источник дохода. Отец семейства требовал купить ему новый грузовик и отказывался от любой другой помощи. Мы предложили несколько альтернатив, но в итоге не смогли ничего сделать.
В таких ситуациях обычно нужна психологическая помощь, но это немного не наша задача. Мы можем разве что предложить человеку ознакомиться с нашей памяткой о том, как позаботиться о своем состоянии в случае ЧС. Иногда это помогает.
Если у нас есть ресурсы, чтобы развернуть более масштабную работу, мы выходим на связь с местными чиновниками — они обладают более точной информацией о том, что происходит. Чаще всего они идут навстречу: рассказывают, где помощь нужна особенно остро. Конечно, бывают и конфликты. Волонтеры стараются в первую очередь помочь людям, а власти руководствуются своими инструкциями и отчетностью.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам