По закону «Об образовании» каждая школа в России должна быть инклюзивной: принимать детей вне зависимости от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и других особенностей. Любой ребенок имеет право пойти в школу по месту жительства, в класс со сверстниками без инвалидности, где его особые образовательные потребности будут учитываться и поддерживаться.
Но на практике большинство школ по-прежнему не готовы видеть в своих стенах учеников с особенностями.
У Игоря расстройство аутистического спектра (РАС), но в обычной общеобразовательной школе он учится на хорошо и отлично. Сейчас мальчик окончил пятый класс лобнинской школы № 8. Но 1 сентября Игорь пойдет в другую школу, которая находится в нескольких километрах от родного города. Такое решение приняли родители Игоря, которые уверены, что их сын должен посещать именно малокомплектный класс, как этого и требуют специалисты, работающие с такими детьми.
Прежде чем забрать ребенка из школы, к которой он привык и которая находится поблизости, родители Игоря просили открыть малокомплектный класс в одной из лобнинских школ. В министерстве образования Московской области заявили, что школы города и так переполнены: они рассчитаны на девять тысяч детей, но уже сейчас количество учеников достигает 14 тысяч. В региональном ведомстве родителям Игоря заявили:
Такой ответ получил Владимир — отец Игоря — в ответном письме из минобразования региона. При этом на словах мужчине предложили отправить сына в коррекционную школу или на домашнее обучение — мол, в Лобне большинство детей с РАС учатся дома. Но дело в том, что Игорь может посещать обычную школу и справляться с учебной программой так же, а иногда и лучше, чем нормотипичные дети.
«Что касается домашнего обучения, у нас уже был такой опыт во втором классе. При таком обучении нагрузка на ребенка с инвалидностью серьезно возрастает: сначала уроки, а потом еще и дополнительные занятия — дефектолог, логопед, психолог», — объясняет Владимир.
То есть вместо упрощения условий обучения жизнь ребенка усложняется. «Это ухудшение условий и отсутствие общения со сверстниками», — добавляет отец.
По правилам в классе, где учится ребенок с РАС, не должно быть больше 20 человек. У Игоря же 34 одноклассника.
«Из-за этого он отстает в обучении. Никакого индивидуального внимания учителя, которое нужно ребенку с РАС, нет. Из-за переполненности класса Игорь может допустить дополнительные ошибки, не уловить тему урока», — рассказывает Владимир.
Он уверен, что меньшее количество детей в классе поможет ребенку снизить нагрузку, но при этом улучшить успеваемость. С Владимиром согласна ведущий методист фонда «Антон тут рядом» Мария Дегтева:
Кроме того, малокомплектный класс — это возможность для педагога составить программу обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута. Для ребенка это значит большую академическую успеваемость, поясняет Дегтева.
В последнее время в фонд «Антон тут рядом» все чаще обращаются родители детей с РАС, которые рассказывают, что школы укрупняют, а специалистов сокращают. При этом новые ставки, например тьюторов, не открывают. Несмотря на это, Дегтева не называет проблему массовой.
Представитель министерства образования Московской области отказался от комментариев.
По данным Общероссийского народного фронта за 2019 год, в России больше двух миллионов детей с особенностями здоровья, из них 700 тысяч — с инвалидностью. По последним данным Минздрава, это число выросло еще на 25 тысяч. Так, 46% родителей, чьи дети ходят в обычный детский сад или учатся в школе, признались, что устроить туда ребенка было непросто. Треть семей рассказали, что в школе было инклюзивное образование, но не было необходимой среды. Еще 16% заявили, что руководство школы или детского сада вообще отказалось принимать ребенка.
С такой проблемой столкнулись родители детей с РАС из Волгограда в июле 2023 года. Восьми детям с инвалидностью отказали в приеме в первый класс. Дело в том, что в волгоградской школе запланировали открыть новый ресурсный класс на восемь мест, но будущих первоклассников с РАС оказалось шестнадцать. Мать одного из детей с РАС, которому отказали в приеме в школу, рассказала:
В такой ситуации оказались как минимум пять семей, рассказала «Таким делам» Ольга Седых, председатель волгоградского отделения Всероссийского общества родителей детей-инвалидов. Она объяснила, что в такие классы детей записывали в порядке живой очереди, поэтому кому-то не удалось попасть в школу.
По словам Седых, родители одного из этих детей согласились еще на год вернуться в детский сад. Еще троих детей удалось записать в подходящие школьные классы. Неустроенным остался один ребенок с РАС. Но это только в одном регионе.