Обязательный курс «Основы российской государственности» введут во всех российских вузах с 1 сентября 2023 года, сообщили в Министерстве науки и высшего образования. Новый курс рассчитан на 72 академических часа — это примерно по одной паре в неделю.
Дисциплина состоит из пяти частей: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие страны». Для чтения этих лекций преподаватели пройдут специальную переподготовку.
«Основы российской государственности» разработали в рамках проекта «ДНК России», в котором участвуют сотрудники администрации президента, корпорации «Росатом» и ученые. Основная задача проекта — «формирование нового мировоззрения российского студенчества», говорила первый проректор СПбГУ Елена Чернова.
Курс разработали по поручению президента Владимира Путина. О планах по внедрению дисциплины стало известно в ноябре 2022 года — разработчики объясняли, что она нужна для «расставления мировоззренческих акцентов» у студентов.
Вряд ли этот курс будет чем-то отличаться от истории КПСС, считает доцент МФТИ и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов.
Он называет новый предмет вузовской «разновидностью “Разговоров о важном”» — уроков, где школьникам рассказывают о вооружении российской армии и особой миссии России.
«Этот курс предусматривает введение откровенной, совершенно оголтелой, построенной на мифологемах пропаганды», — говорит кандидат исторических наук, сотрудник Карлова университета Дмитрий Дубровский, долгое время проработавший в российском высшем образовании. Он уверен:
По его словам, сила воздействия курса на студентов будет зависеть от того, насколько серьезно в конкретном вузе будут относиться к преподаванию этой дисциплины. Обычно к общим курсам для всех специальностей в российских университетах настроены скептически, отмечает Дубровский.
«Пришли оттараторили, студенты отслушали, зачеты получили — и разошлись», — объясняет ученый.
Совсем не вводить курс в вузах не получится, но многие «попытаются сгладить углы», считает он. Даже «прогосударственные» историки и политологи не хотят быть «лекторами пропагандистского обществознания», отмечает Дубровский.
Арутюнов уверен: кадровых проблем у нового курса не будет, но квалификация преподавателей останется низкой. «У нас нет института марксизма-ленинизма и нет большого количества закаленных бойцов пропагандистского фронта», — говорит доцент.
Он подчеркивает, что даже одобряет новую дисциплину в вузах, но не потому, что считает ее полезной.
«Эту инициативу, честно говоря, одобряю, потому что у меня есть абсолютно четкое понимание, что они будут вести на этих занятиях настолько омерзительную официальщину, что студентов будет тошнить. Они привьют ненависть к любой официальной пропаганде в первые 20 минут», — уверен Арутюнов.
Двое преподавателей общественных наук, которые работают в российских вузах, сказали, что «курс, конечно, внедрят», но лекторы читать его будут формально. В этом уверен доцент одного из региональных вузов:
В то же время введение такого курса не может не сказаться на других дисциплинах — из-за «Основ российской государственности» студентам сократят часы по профильным предметам, подчеркивает Арутюнов. Но главное последствие введения пропагандистского курса в том, что он будет задавать «стандарт социогуманитарного знания», добавляет Дубровский.
«Это идеологический фокус, который показывает, на что ориентироваться в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. То есть это такой научный коммунизм, но над научным коммунизмом принято было смеяться в советские годы, а сейчас уровень серьезности, идеологической остервенелости во многих вузах выше», — сказал ученый.
В среднем образовании власти тоже наметили изменения: с сентября 2023 года в школах начнут преподавание истории по новому учебнику, где сказано о причинах начала «военной спецоперации» в Украине, сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Всемирную и отечественную историю соединят в один курс, а в центре истории — Россия, сказал министр. Одним из авторов учебника стал помощник президента Владимир Мединский.
По словам заслуженного учителя России Тамары Эйдельман, рассказ об еще длящихся событиях в школьном учебнике — профанация.
Школьники не готовы слепо принимать все, что написано в учебнике, говорит заслуженный учитель Александр Снегуров. «Подростки скептически относятся к тому, что им преподают, и привыкли получать информацию из разных источников. Имеет значение не учебник, а авторитет учителя и атмосфера в классе», — заключил педагог.