Заметка

«А что, коляска с нами поедет?» Героиня ТД рассказала о массовых отказах водителей такси возить людей с инвалидными колясками

Героиня «Таких дел» Кристина Антарес, которая работает с людьми, передвигающимися на инвалидных колясках, рассказала об отказах таксистов везти этих пассажиров. В сервисе «Яндекс Go» пояснили, что виной тому — «человеческий фактор», в то же время у компании не оказалось инструкций о том, как правильно действовать в таких ситуациях. 

Кристина Антарес и Вероника Лазарева
Фото: личный архив

В Казани в конце июня несколько человек собрались отпраздновать день рождения товарища в кафе. Часть компании была на инвалидных колясках, и это оказалось сложностью для большинства водителей такси «Яндекс Go». По словам активистки и тьюторки для детей с инвалидностью Кристины Антарес, компания больше 40 минут не могла уехать.

«Уехать было невозможно: мы звонили оператору, вызывали через приложение, объясняли ситуацию, но водители либо сами отменяли заказ, либо приезжали с забитым багажником, либо говорили: “А что, коляска с нами поедет? Нет, давайте без коляски”», — рассказывает Кристина.

В этот же день подруге Кристины, которая тоже передвигается на инвалидной коляске, удалось уехать только на седьмом из приехавших по ее вызову такси.

Читайте также «Не жаль, что откажет водитель, жаль времени». Почему такси стоит добавить пункт для людей с инвалидностью, объясняют пассажиры

Кристина опубликовала у себя в инстаграме несколько записей, сделанных сопровождающими молодых людей на колясках. На одном из видео на просьбу сопровождающей поместить коляску между задними и передними сиденьями водитель называет пассажиров “****утыми” (долбанутыми. — Прим. ТД) и девушке без рук и ног приходится выбираться из машины, чтобы заказывать новую. На другом видео мать девушки на коляске стоит рядом с такси, на котором не может уехать, и пытается по телефону связаться с оператором «Яндекс Go». «Они бросают трубку», — говорит женщина.

У подруги Кристины, певицы и победительницы конкурсов красоты Вероники Лазаревой, нет ног, и она постоянно сталкивается с проблемами при вызове такси, хотя, если девушка садится на переднее сиденье, ее коляска помещается на заднем и никому не мешает. Но водители все равно часто отказываются ее везти.

«В 2020 году мы с Вероникой вызывали “Яндекс Go”. Водитель приехал, сказал: “Я не повезу инвалида”. И уехал. Мы вызвали другого водителя, который смог нас отвезти. Но на следующий день нам снова отказали три таксиста подряд», — вспоминает Кристина.

Она говорит, что ее подруги, которые передвигаются на колясках, устали от такого отношения и уже не хотят разбираться с водителями. «Я решила, что нужно что-то делать и попытаться сломать систему», — рассказывает девушка.

Когда она связалась с техподдержкой «Яндекс Go» через приложение, оператор не увидел никаких нарушений правил со стороны водителей: «Если коляска не помещается в багажник, то тут нет какой-либо вины водителей. В приложении нет выбора машин по типу и размеру багажника». 

«Нам жаль, что для вас все это стало неожиданностью»

В ответ на это Кристина написала, что коляска помещается и в багажник, и между задними и передними сиденьями, но водители приезжают с занятым багажником. Оператор ответил, что это «человеческий фактор» и «водители просто теряются». При этом компания не предложила никакого решения проблемы.

В пресс-службе сервиса «Яндекс Go» «Таким делам» объяснили, почему у водителей в Казани почти всегда заняты багажники.

«Казань — площадка государственного пилотирования для перевода легкового транспорта, включая такси, на газ. Из-за этого часто газовый баллон занимает место в багажнике автомобиля, и, к сожалению, в машине класса «эконом» это место может быть значительным. Однако по правилам сервиса багажник должен быть свободен от посторонних предметов, а если машина использует газ как топливо, в багажнике не должно быть ничего, кроме баллона», — сказал ТД представитель компании.

Кристина и Вероника
Фото: личный архив

Он добавил, что, если водители отказываются от поездок без объективных причин и нарушают правила сервиса, следует обращаться в поддержку сервиса. «Мы уже работаем над улучшениями для пользователей “Яндекс Go” на колясках и не только», — заключили в компании.

После того как редакция связалась с «Яндекс Go» для получения комментария, представители компании позвонили Кристине и принесли извинения. Кристина обратилась с жалобой (есть в распоряжении ТД) в прокуратуру Татарстана и попросила провести проверку «Яндекс Gо». Также активистка запустила петицию с требованием изменить регламент работы сервисов по вызову такси, которые дискриминируют людей, передвигающихся на инвалидной коляске.

Подопечные фонда для людей на инвалидных колясках «Продвижение» часто сталкиваются с отказами при заказе такси, рассказывает попечитель НКО Ольга Боровикова.

«Это каждая вторая ситуация»

«Отказывают по два-три раза подряд, могут сказать, что места нет, что не умеют общаться с людьми с инвалидностью, что коляска грязная, хотя ее предлагают протереть. Мы живем в России в таком климате, в котором и ты, и все вокруг все время грязное», — делится Ольга.

Она вспоминает историю восьмилетнего Тимофея, который передвигается на коляске. В дождливую погоду его мама вызвала такси, но, когда машина приехала, оказалось, что кресло-бустер закреплено с дальней от тротуара стороны. Женщина попросила водителя переставить бустер, чтобы она могла пересадить Тимофея из коляски в кресло, тот ответил: «Тебе надо, ты и переставляй».

Читайте также «Не жаль, что откажет водитель, жаль времени». Почему такси стоит добавить пункт для людей с инвалидностью, объясняют пассажиры

Люди с инвалидностью вынуждены пользоваться услугами проверенных таксистов или знакомых водителей. В крайнем случае вызывать такси сильно заранее. Но даже тогда нет гарантии, что поездка состоится.

«Чисто теоретически в правовом государстве, где законы действительно работают, можно было бы обратиться в суд и доказать факт дискриминации при отказе в поездке. Но пока таких прецедентов не было», — рассказывает глава фонда.

Нужно комплексно бороться с дискриминацией людей на колясках, не фокусируясь только на проблеме такси, уверена она.

«Точно так же как мы все должны быть феминистами, мы все должны поддерживать равенство и развивать diversity, делать так, чтобы люди на колясках воспринимались нормально, а не как розовый дикобраз, — подчеркивает Ольга — Пока ощущение именно такое, и оно возникает не оттого, что у нас нет людей на колясках, а оттого, что они заперты в своих квартирах, детских домах, ПНИ и других гетто».

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: