Такие дела

«Все должны воспитываться в семье». Как снизить число случаев, когда дети попадают в сиротские учреждения?

Воспитанники детского дома в раздевалке перед прогулкой

Воспитанники детского дома в раздевалке перед прогулкой
Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Сколько детей попадает в сиротские учреждения и почему они там оказываются?

По данным проекта «Если быть точным» (ЕБТ), в 2020 году в России проживали более 515 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 92% находились на воспитании в семьях и 8% — в интернатах. В большинстве случаев родители таких детей живы — они могут уклоняться от их воспитания, могут быть лишены родительских прав или ограничены в них. 

В российских домах ребенка живет больше семи тысяч детей, которым еще не исполнилось четыре года, обращает внимание директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксенова. По ее информации, около 80% из них родители оставили там по своей воле. 

Читайте также «Дети приходят, дети уходят»

Каждый год более двух тысяч детей в возрасте до четырех лет оказываются в системе сиротских учреждений, уточняет эксперт. 

«Это не такая большая цифра для нашей страны, — считает Марина. — Но в семье должны воспитываться все 100% детей».

Генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова отмечает, что в особо сложном положении находятся дети, которых временно поместили в сиротское учреждение и родители которых при этом не лишены родительских прав. По ее словам, они вдвойне уязвимы: их нельзя ни усыновить, ни взять под временную опеку.  

Есть три основные причины, по которым детей помещают в интернат временно, уточняет Мария. Это алкогольная зависимость у одного или обоих родителей, трудная жизненная ситуация в семье и проблемы со здоровьем у ребенка, его матери или отца. По информации ЕБТ, из 100 родителей, которых ограничили в правах или лишили их, только пять — семь человек восстанавливают прежний статус.

Данных по числу детей, которых временно поместили в сиротские учреждения, недостаточно, обращают внимание эксперты. «К сожалению, отдельно статистически эта группа не отслеживается», — говорит Мария. 

Читайте также Как стать семьей

По ее словам, такие данные можно получить на уровне регионов, но сейчас они привязаны к учреждениям, а не к конкретным случаям. Из-за этого часто бывает так, что ребенок попадает в интернат во второй раз, а считается, что в первый. 

«В реальности доля детей с опытом неоднократных помещений может достигать трети. Но, по данным административной статистики, она не превышает 15—16%», — уточняет эксперт. 

Такая высокая доля детей, неоднократно попадающих в сиротские учреждения, может быть связана со сложностями, которые испытывают замещающие семьи. Согласно результатам исследования, более 75% приемных родителей сталкиваются с различными трудностями.

К таким проблемам относятся хронические заболевания и психологические проблемы ребенка, которого взяли на воспитание из сиротского учреждения, его низкая успеваемость в школе и проблемное поведение, а также неприязнь к нему кровных детей и других родственников. Многие из опрошенных приемных родителей жаловались на недостоверную информацию о прошлом ребенка или отмечали, что переоценили свои силы. 

Как жизнь в интернате влияет на ребенка?

«Долгое время во всем мире казалось, что ребенку, который потерял семью, будет в детском доме неплохо. Ведь он окажется в тепле и безопасности, будет сыт, одет, — говорит исполнительный директор российского комитета “Детские деревни — SOS” Николай Слабжанин. — Но сейчас и ученые, и практики понимают, что это не так». 

По словам Николая, детей младше четырех лет нельзя помещать в интернаты. Это резко тормозит интеллектуальное и физическое развитие ребенка, сказывается на его эмоциональном состоянии, поясняет эксперт. 

Читайте также «Тюрьма с элементами культурно-развлекательной деятельности». Как живут дети в сиротских учреждениях?

Николай приводит в пример Бухарестский проект ранней интервенции. Исследователи оценили состояние 136 оставленных родителями новорожденных и распределили половину из них в замещающие семьи, а половину — в сиротские учреждения. Впоследствии состояние детей измеряли на протяжении 16 лет. Согласно результатам проекта, выросшие в интернатах дети чаще сталкивались с тревогой, депрессией и когнитивными нарушениями. 

«Всего за шесть месяцев у большинства детей в домах ребенка формируется задержка психического развития или задержка психоречевого развития», — говорит руководитель проекта «Азбука семьи» Диана Машкова.

Читайте также «Тюрьма с элементами культурно-развлекательной деятельности». Как живут дети в сиротских учреждениях?

Как объясняет эксперт, для полноценного развития ребенку нужна привязанность к конкретному взрослому. У воспитательницы в приюте нет возможности убаюкивать каждого малыша, разговаривать с ним, хвалить за успехи и утешать, когда грустно. 

«Дети учатся всему, что они делают, со своими взрослыми», — отмечает Диана. 

В интернате ребенок не может сам ни приготовить еду, ни помыть посуду — детей запрещено допускать до кухни и подсобных помещений, обращает внимание эксперт. Они просто получают пяти-шестиразовое питание и уход. К моменту выпуска из детского дома его воспитанники не знают, как позаботиться о себе. Государство выделяет выпускникам интернатов квартиры, пособия и льготы при поступлении в вузы, но они не могут правильно всем этим распорядиться, отмечает Диана. 

«Пособия бездумно и быстро тратятся, в вузы мало кто поступает в силу слабой подготовки и отсутствия мотивации, бесплатные квартиры сдаются. Нарушения привязанности часто становятся причиной неумения выстраивать личные отношения, алкогольных и наркотических зависимостей, а также криминального поведения», — говорит она. 

У детей в интернатах мало возможностей реализовать себя, добавляет Диана. Они могут посещать кружки, которые уже есть в детском доме, но выбрать себе другое занятие не получится. Государство выделяет на каждого ребенка в интернате от 60 до 200 тысяч рублей в месяц. Из-за сложной отчетности их нельзя потратить, например, на покупку гитары и занятия с частным преподавателем. 

Читайте также «Все учреждение знало об этом». Сотрудники интерната в Иркутске рассказали, что один из воспитанников насиловал трехлетних мальчиков

«Невозможно нигде уединиться, нельзя заниматься тем, что нравится, дети могут начать дразнить, взрослые не поймут, — говорит Диана. — В условиях детского дома практически невозможно сберечь свою собственность. Где гарантия, что гитару не разобьют через пару дней?» 

Машкова отдельно обращает внимание на то, что большинство воспитанников детских домов сталкиваются с насилием. В марте 2021 года бывший уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова сообщила о том, что в ведомство регулярно поступают жалобы о нарушениях прав детей в сиротских учреждениях. Воспитанники некоторых интернатов становились жертвами тяжких преступлений, в том числе сексуализированных, уточняла она. 

«За девять лет работы с детьми-сиротами я не встретила ни одного из них, кто не подвергался в детском доме насилию со стороны других ребят или сам не становился агрессором, — вспоминает Диана Машкова. — Трое подростков, которых мы с мужем приняли в свою семью, рассказывали о довольно тяжелых случаях дедовщины». 

«Можно ли подобное предотвратить? Да. Не помещать вместе сотню ребят с трудной судьбой и психологическими травмами»

Какие меры помогли бы сохранить больше семей?

По словам Марии Морозовой, в 40—80% случаев детей не обязательно помещать в интернат. Их можно оставить с родителями, если поддержать семью в трудной ситуации. 

Однако сейчас в России недостаточно мест, куда семьи могли бы обратиться за помощью, отмечает председатель правления фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова.

Читайте также «Вместо того чтобы помочь, они ставят семьи в тупик». Елена Альшанская — о необходимости реформы органов опеки

«Технология работы со случаем, наличие куратора семьи могут предотвратить многие кризисные ситуации, — объясняет эксперт. — Органам опеки приходится идти на крайние меры, когда семья уже находится в социально опасном положении. Но если бы можно было предлагать помощь раньше! Причем разную: где-то это пособие, пока мама не может работать, где-то — медицинские услуги, а где-то — помощь в восстановлении документов». 

Как отмечает Наиля, работникам органов опеки не хватает знаний и навыков для помощи семьям с трудностями: «В юридической области подготовка этих специалистов идет, а в области детско-родительских отношений и детской психологии — нет. Поэтому спрашивать с них сложно».

Наиля уточняет, что сейчас в ряде регионов создаются центры поддержки семьи и детства, но не все родители знают о них. По мнению эксперта, еще одна проблема — нехватка сотрудников таких центров: «Если на территории два специалиста на 208 семей, конечно, им тяжело».

Сейчас в России кризисным семьям помогают фонды:

Обсудить сложности в воспитании ребенка можно со специалистами по телефонам:

Что такое временные ресурсные семьи и зачем они нужны?

Есть случаи, когда изъять ребенка из семьи необходимо, но и тогда не обязательно помещать его в сиротское учреждение. Заменой интернату может стать временная ресурсная семья.

В такой семье профессиональные приемные родители живут с ребенком и воспитывают его за денежную плату. По словам Марины Аксеновой, риск возникновения привязанности у воспитанника есть, но его можно избежать. «Все зависит от времени помещения ребенка в семью и от того, как идет взаимодействие с кровными родственниками», — считает Марина. 

Читайте также Что такое фостерная семья и как она помогает в реабилитации детей-сирот?

Она подчеркивает, что временные ресурсные семьи должны проходить особую подготовку. Сотрудники фонда «Солнечный город» разработали специальный образовательный блок для таких родителей. Им рассказывают, почему для ребенка важно сохранять связи с кровными родственниками, а также объясняют, что в его судьбе зависит от действий временных родителей

Ресурсным семьям также нужно комплексное сопровождение, продолжает эксперт. «У нас над каждым случаем работают две службы: служба, которая сопровождает кровную семью, и служба, сопровождающая приемную семью», — приводит пример спикер. 

На данный момент в России нет института временной ресурсной семьи. По мнению Марины Аксеновой, для него нужно создать юридическую базу. Пока в стране существует только механизм предварительной опеки, но он не предоставляет поддержку родителям, готовым принять ребенка. 

Эксперт отмечает, что работать надо и над изменением общественного мнения. Аксенова рассказала, что в 2017 году в Новосибирске подобный проект пытались запустить, но организаторы столкнулись с негативной реакцией: «что за передержка детей», «как возвращать детей в неблагополучную кровную семью, когда уже столько для них сделал».

«Вопрос о травме, которую ребенок получает, перемещаясь в государственное учреждение, остается за скобками. Как будто все нормально, всех все устраивает: и общество, и власть, и родителей», — добавляет эксперт.

Есть и еще одна проблема. Как рассказывает Марина, многие матери скорее согласятся поместить ребенка в интернат, чем в чужую семью. Они либо боятся, что ребенок останется в этой семье навсегда, либо ревнуют его. 

«Обратите внимание: в рассуждениях всех причастных речь идет о потребностях не детей, а только тех, кто с ними взаимодействует. Это и нужно изменить»
Exit mobile version