Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Фото: Sarah Shatz

Присуждение гран-при World Press Photo снимку, запечатлевшему убийцу российского посла в Турции, разделило фотосообщество. Одни считают решение справедливым, другие опасаются, что этот образ станет иконой терроризма. Пятикратный победитель World Press Photo Стэнли Грин по просьбе «Таких дел» прокомментировал выбор жюри

 

Первое место в категории Spot news среди фотоисторий, фото года. 19 декабря 2016 года. Мевлют Мерт Алтынташ кричит после выстрела в Андрея Карлова, российского посла в Турции, в арт-галерее в АнкареФото: Burhan Ozbilici, The Associated Press

Понятно, что это фотография из категории Spot news, и она должна была победить только в этой категории. Признание ее фотографией года — опасный сигнал. Мы можем вспомнить убийство президента Авраама Линкольна, совершенное в театре Форда актером-неудачником Джоном Уилксом Бутом. Фотографии самого убийства нет, есть только зарисовки: Джон Уилкс Бут прыгает с балкона на сцену, размахивая пистолетом. И запечатлен он так, будто совершил благородный поступок, а на самом деле все было совсем не так. Убийство российского посла точно так же не является благородным поступком.

Это был террористический акт и в дни Джона Бута, это терроризм, который ни в коем случае нельзя восхвалять и воспевать. И это убийство, которое так же ни при каких обстоятельствах нельзя восхвалять и воспевать. Человека, присутствовавшего на открытии фотовыставки, лишили жизни за то, что одна страна приносила страдания другой стране, но ведь это сирийское правительство и их союзники убивали людей в Алеппо. Осуждать одного человека за преступления других неправильно, и это акт терроризма. Мевлют Мерт Алтынташ вынес приговор и стал судьей, присяжным и палачом Андрея Карлова, который, возможно, был плохим человеком, или был хорошим человеком, был семьянином, был любим кем-то… Но мы знаем, что это сирийский режим виновен в убийстве своих людей.

Есть много изображений столь же сильных, как кадр, снятый Бурханом Озбилиджи.

Есть фотография того момента, когда Джек Руби стреляет в Ли Харви Освальда, и она обошла весь мир, но в те дни никто этого не осудил. Все лишь согласились, что Освальд получил по заслугам. Ни суда, ни судьи, ни присяжных. Только Джек Руби, выступивший в роли палача. Снимок, запечатлевший Освальда изогнувшимся от боли после выстрела, до сих пор у нас в памяти.

Убийство Ли Харви Освальда Джеком РубиФото: Globe Photos, Inc/Globe Photos/ZUMAPRESS.com/Alamy/ТАСС

Вопрос, который мучает меня сегодня — как наше сообщество перешло от рисунков с места убийства к газетным снимкам сцен убийств, затем к тем образам, что зеркально отражают вымышленные сюжеты телесериалов, таких как «24» или «Родина», и, наконец, к фотографии убийцы в костюме. Раньше это было присуще только телевидению. Но все это происходило в режиме реального времени. Даже удивительно, что другие люди не стали снимать это убийство на свои айфоны. Насколько мы зачерствели, если убийство стало для нас событием. Мы должны отойти от края пропасти, в которую вот-вот упадем. Повторю: этот снимок должен был победить только в категории Spot news.

Когда я думаю об убийстве российского посла, вся эта история кажется абсолютно сюрреалистической, больше смахивающей на арт-перформанс в какой-нибудь школе искусств. То, что фотография была сделана в фотогалерее, еще больше усиливает сходство с живым театром.

Мы воспринимаем конфликты и насилие как нечто само собой разумеющееся и документируем их соответствующим образом

Если сообщество спросит у людей, то, возможно, они выберут снимок мертвого ребенка на пляже. Эта фотография тоже знаменита на весь мир и не оставила равнодушным никого, кто ее видел. Она стала культовой. Но по-прежнему, когда вы смотрите на нее, она потрясает вас. Это было бы очень мощное сообщение, адресованное вселенной, которое положило бы начало обсуждению проблем, с которыми мир сталкивается в наше время.

Граффити на основе известной фотографии погибшего мальчика-беженца на стене в районе ФранкфуртаФото: imago/epd/ТАСС

Каждый год ставки становятся все выше, планка поднимается все выше, а главными темами фотографий-победителей все чаще становятся те, что имеют отношение к так называемым насущным проблемам современного мира. Мы воспринимаем конфликты и насилие как нечто само собой разумеющееся и документируем их соответствующим образом. Все чаще в объективы камер попадают преступления, совершаемые полицией, войны, смерть, бедность. И число фотографий на эти непростые темы, отобранных в победители тех или иных конкурсов, из года в год растет. Это другая реальность, в которую мы, как фотографическое сообщество, погружаемся.

Стэнли ГринФото: Kristel Eerdekens

Я согласен с российским фотографом Владимиром Вяткиным, который обвиняет фотографов в отсутствии гуманизма и совести. На мой взгляд, мы теряем наши души, мы все больше и больше гонимся за новостями и становимся своего рода наркоманами, нуждающимися в экшене. «Чем больше крови, тем лучше новость» (англ. If it bleeds it leads) — это мантра, которая все еще популярна среди редакторов. Спор о том, когда браться за камеру, а когда этого делать не стоит, очень стар. Но я представитель старой школы. Если возникает ситуация, в которой вы можете помочь, вы должны помочь, особенно, если рядом нет никого, кто мог бы помочь. Но как только вы сняли событие, вы должны, вы просто обязаны отложить камеру в сторону и вспомнить, что перед вами лежит человек, и продолжать съемку нет никакого смысла.

Давайте снова обратимся к истории и вспомним снимок, на котором луч света падает на лицо Роберта Кеннеди после того, как в него стреляли. Это невероятно мощный снимок, фотографу не нужны были тысячи кадров, чтобы показать, насколько это печальный момент, и как велика потеря. Один кадр сказал все это. Продолжать фотосъемку необходимости не было.

Кандидат в президенты Роберт Кеннеди лежит на полу отеля «Амбассадор» секунды спустя после выстрела в головуФото: Boris Yaro//Los Angeles Times/Polaris/East News

Если бы в этом году я был в составе жюри World Press Photo, я бы не выбрал снимок Бурхана Озбилиджи в качестве лучшей фотографии года. А вот первое место в категории Spot news дал бы, потому что в этом его сила. Это момент, застывший во времени. И все фотографии, которые мы снимаем сегодня, в конечном счете застывают во времени, документируя историю человечества.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Помогаем

Ребенок под защитой Собрано 1 905 840 r Нужно 1 945 324 r
Учить нельзя отказать. Поставьте запятую Собрано 1 340 840 r Нужно 1 898 320 r
Консультационная служба для бездомных Собрано 660 409 r Нужно 1 300 660 r
Помощь детям, проходящим лучевую терапию Собрано 1 122 920 r Нужно 2 622 000 r
Службы помощи людям с БАС Собрано 2 322 520 r Нужно 7 970 975 r
Всего собрано
764 668 353 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Фото: Sarah Shatz
0 из 0

Убийство Ли Харви Освальда Джеком Руби

Фото: Globe Photos, Inc/Globe Photos/ZUMAPRESS.com/Alamy/ТАСС
0 из 0

Граффити на основе известной фотографии погибшего мальчика-беженца на стене в районе Франкфурта

Фото: imago/epd/ТАСС
0 из 0

Стэнли Грин

Фото: Kristel Eerdekens
0 из 0

Кандидат в президенты Роберт Кеннеди лежит на полу отеля «Амбассадор» секунды спустя после выстрела в голову

Фото: Boris Yaro//Los Angeles Times/Polaris/East News
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: