23 января в российский прокат выходит фильм "Так близко к горизонту" — о влюбленных, у одного из которых обнаружен ВИЧ. Фильмов, посвященных этой теме, не так много, но несмотря на это, образ людей с ВИЧ в кинематографе успел обрасти стереотипами и предрассудками. "Такие дела" попросили экспертов объяснить, почему так происходит, и выбрать лучшие примеры ВИЧ-кино
По данным UNAIDS, в 2019 году по темпам роста ВИЧ Россия заняла четвертое место в мире, уступая лишь ЮАР, Нигерии и Мозамбику. Сегодня в России, только по официальным данным, у 1,2% взрослого населения в возрасте от 15 до 49 лет ВИЧ — фактически эта цифра больше, так как многие люди не знают о том, что являются носителями вируса. Эксперты давно говорят об эпидемии ВИЧ в России.
Но эта проблема опасна не только из-за своего масштаба, но и из-за общественных предрассудков. Многие до сих пор боятся самого слова ВИЧ и верят в мифы, связанные с этим диагнозом. Что вирус передается через рукопожатие или поцелуй. Что им заражаются только люди из так называемых групп риска, а «приличные гетеросексуальные» люди от него защищены. Убеждены, что ВИЧ — это мало того что стыдно и грязно, но еще и смертельно. На самом деле, все не так.
ВИЧ передается при незащищенном проникающем сексуальном контакте, напрямую через кровь (в случае инъекций и использования нестерильного оборудования для татуировок и пирсинга) и от матери ребенку (во время беременности, родов и при кормлении грудью). Воздушно-капельным способом, через объятия или пользование совместными предметами вирус не передается никогда.
Заразиться ВИЧ может каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, национальности, сексуальной ориентации, материального положения или социального статуса. Специалисты давно говорят о том, что не существует никаких «групп риска», а существуют рискованные действия, которые может совершать абсолютно любой человек.
Но сегодня во всем мире применяется антиретровирусная терапия, то есть препараты, которые блокируют размножение вируса в организме человека. У людей с ВИЧ, регулярно принимающих терапию (как правило, три-четыре таблетки в день, а в наиболее модифицированном виде — всего одну), анализы со временем показывают неопределяемую вирусную нагрузку. Это значит, что, хотя сам вирус не убит в организме, он неактивен и не может передаться другому человеку даже в случае незащищенного контакта. А человек, регулярно принимающий терапию, может жить обычной жизнью.
Не нужно путать ВИЧ со СПИДом. ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) — это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание. Заразившись ВИЧ, человек может в течение нескольких лет не подозревать об этом, потому что вирус долго не проявляется. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) — это тяжелое состояние, которое вызывается у человека длительным течением ВИЧ-инфекции. Он сопровождается системными и необратимыми поражениями организма, которые ведут к смерти. Считается, что с момента проникновения вируса в организм до достижения стадии СПИДа проходит в среднем от пяти до 15 лет — в случае, если человек не начал лечение. Люди, регулярно принимающие антиретровирусную терапию, не заболевают СПИДом.
Кадр из фильма «Так близко к горизонту»Фото: Bernd Spauke/Pantaleon Films GmbH/Кинокомпания ВОЛЬГАБолее того, уже изобретена доконтактная профилактика ВИЧ, или PrEP, а опытные акушеры-гинекологи умеют вести беременность и принимать роды так, чтобы у родителей с ВИЧ рождались здоровые дети.
Но если медицина и наука способны успешно нейтрализовывать и даже предотвращать вирус, то общественные предрассудки не только никуда не делись, но и, судя по темпам роста эпидемии ВИЧ в России, только укореняются.
«В отношении детей, рожденных и живущих с ВИЧ, часто применяется дискриминация, — приводит пример руководитель Благотворительного фонда Светланы Изамбаевой (помощь женщинам и детям с ВИЧ) Светлана Изамбаева. — На группах поддержки для подростков я часто слышу, как ребята жалуются, что учителя, рассказывая о ВИЧ, говорят: “Да они наркоманы!”, “Бойтесь их!” А в это время сам подросток с ВИЧ не может защитить себя в классе, потому что боится».
Поэтому о ВИЧ так важно говорить, и отношение к нему можно и нужно менять. Один из главных инструментов, который позволяет это сделать, — кино, но каким в нем представлен ВИЧ и чем это опасно?
«Со времен самого раннего кино о ВИЧ его герои изображаются грешниками, для которых вирус оказался карой свыше, — объясняет редактор журнала “Искусство кино” и кинокритик “Спид-Центра” Егор Беликов. — Классический пример такого жестокого и неправильного по смыслу (неверно репрезентировать ВИЧ-положительных людей только как распутников — заразиться может каждый) отношения кинематографистов к персонажам — биографическая картина “Джиа” об известной супермодели эпохи героинового шика и лесбиянке Джиа Каранджи с Анджелиной Джоли в главной роли».
По его словам, российское ВИЧ-кино использует те же штампы: например, в сериале «Звоните ДиКаприо!» диагноз ВИЧ для главного героя, эгоистичного зазвездившегося актера, становится своего рода приговором, пусть и умирает он не от этого.
«Бывают и более печальные случаи, когда люди с ВИЧ становятся в фильмах злодеями, которые распространяют вирус и даже иногда делают это своеобразным оружием. В фильме “Спасибо, жизнь” одну из героинь нарочно заразил врач, герой Жерара Депардье. С другой стороны, диагноз ВИЧ-инфекция или СПИД часто делает киноперсонажей альтруистами. Или, во всяком случае, смелыми людьми, которые борются за свое и чужое право на жизнь вопреки общественному молчаливому предубеждению. В одном из лучших ВИЧ-фильмов всех времен, “Филадельфии”, протагонист доказывает через суд, что его уволили за болезнь. То же самое было, например, в “Далласском клубе покупателей”».
Наконец, бывает вариант, когда у человека с ВИЧ просто нет сил, чтобы кого-то спасать или заражать, отмечает Егор Беликов: «Это часто и самые трогательные фильмы — о семейном непонимании (“Это всего лишь конец света” Ксавье Долана), о любви сквозь года (“Часы” Стивена Долдри), о жизни в искусстве (одна из побочных тем “Ускользающей красоты” Бернардо Бертолуччи)».
Выбор Егора Беликова:
«Филадельфия» (Philadelphia, 1993 год, режиссер Джонатан Демми)
Кадр из фильма «Филадельфия»Фото: TriStar Pictures/Everett Collection/East News«“Филадельфия” — это первая американская (все ВИЧ-кино появилось и выросло в США) мейнстримная драма. В том смысле, что студийная, с двумя статуэтками “Оскар” — о ВИЧ, где при этом генезис смерти главного героя оказывается не главным мотивом. Да, эта картина, наверное, сыграла решающую роль в информировании населения о ВИЧ и СПИД в 1990-е. Но перед героями, в том числе умирающим от СПИДа протагонистом, стоит задача гарантировать себе не только право на жизнь, но и прочие права, например, рабочие. Это фильм о первой попытке ВИЧ-комьюнити (да и ЛГБТ-сообщества) добиться признания обществом как меньшинства, которое при этом нельзя по признаку этого меньшинства ущемлять».
«Джиа» (Gia, 1998 год, режиссер Майкл Кристофер)
Кадр из фильма «Джиа»Фото: HBO/Everett Collection/East News«Это громкая картина, несмотря на то, что первоначально снималась для телевидения, а не для широкого проката. Стала она таковой изначально благодаря откровенным сценам с Анджелиной Джоли, но вообще этот фильм может считаться переломным событием в недлинной и небогатой на события истории ВИЧ-кинематографа. Впервые злым роком в виде ВИЧ-вируса кинематографисты “награждают” не гея без постоянного полового партнера, а лесбиянку. Сегодня “Джиа” важна как этапная картина в вопросах репрезентации групп риска ВИЧ».
«За канделябрами» (Behind the Candelabra, 2013 год, режиссер Стивен Содерберг)
Кадр из фильма «За канделябрами»Фото: Claudette Barius/HBO/AP/East news«ВИЧ как сюжетный прием едва ли не впервые применяется не в качестве сценарной кары небес за многочисленные грехи, а в качестве симптома эпохи, уходящей вместе с главным героем, известнейшим пианистом 1970-х Либераче, звездная жизнь которого логичным образом завершается в финале. Пусть герой Майкла Дугласа, как сумасшедший, растрачивает гигантские деньги, заработанные на нелепых представлениях, Содерберг подчеркивает, что он делал счастливее стольких зрителей и его смерть от СПИДа — большая трагедия для всей страны».
Выбор Светланы Изамбаевой:
«Лекарство» (The Cure, 1995 год, режиссер Питер Хортон)
Кадр из фильма «Лекарство»Фото: MCA Universal/Everett Collection/East News«Мне очень нравится этот фильм про настоящую дружбу среди подростков, один из которых живет с ВИЧ. На сегодня социальная ситуация с ВИЧ остается на том же уровне развития, как и в год создания этого фильма, то есть почти 25 лет назад! До сих пор людей с ВИЧ убивает не то, что они не лечатся, а то, что они стыдятся. Герой фильма Дерек искал лекарство, которого тогда еще не было. А сейчас оно есть, но люди продолжают бояться и не принимают терапию или делают это нерегулярно. А ведь нам повезло — мы живем не в эпоху создания этого фильма, а в то время, когда ВИЧ превратился просто в хроническую болезнь, вполне контролируемую и, главное, при лечении непередаваемую другому человеку».
«Филадельфия» (Philadelphia, 1993 год, режиссер Джонатан Демми)
«Это второй по значимости для меня фильм про ВИЧ. Потому что у главного героя есть внутренняя сила, которая помогает ему побороть стигму. У многих наших ВИЧ-положительных людей, к сожалению, нет сил смело говорить о себе, защищать и отстаивать свои интересы и права. Более того, их внутренняя стигма настолько сильна, что они делают все, лишь бы про их болезнь никто не узнал, вплоть до того, что сами начинают отрицать ее наличие. Из-за ВИЧ-диссидентов люди не лечатся и умирают. Герой же, напротив, защищает себя, и это достойно похвалы. Нам нужно больше таких героев, как Эндрю Бэккетт».
«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club, 2013 год, режиссер Жан-Марк Валле)
Кадр из фильма «Далласский клуб покупателей»Фото: Capital Pictures/East News«Мне нравится в герое желание жить и лечиться. Хорошо показана тема системы и государства. И врач, которая пошла на защиту прав пациента, — все как в жизни. Есть люди, которые будут держаться за свое рабочее место и молчать, а есть те, кто будет что-то делать ради и во имя людей и быть на стороне пациентов. В данный момент в России лечат не всех людей с ВИЧ, и еще не все регионы перешли к тому, чтобы лечить всех с момента постановки на учет. Но мы к этому движемся. Чем быстрее в каждом городе России начнут лечить всех пациентов, тем быстрее мы сможем научиться контролировать эпидемию. В общем, этот фильм я рекомендую посмотреть всем людям с ВИЧ».
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»