Эпоха реставрации
В 2014 году семья из Новосибирска купила полуразрушенный особняк в городке Новозыбков Брянской области —дом фабриканта Осипова. Спустя пять лет брянские чиновники опомнились и решили пригрозить собственникам судом за то, что те реставрируют памятник регионального значения. За свой счет, но без согласования с властями
Пизанская башня
«Вот этой уличной стены не было, этот угол полностью сгнил, а здесь с улицы можно было просунуть руку и поздороваться с тем, кто находится внутри. Башня… Башню мы уже выправили. В 2014 году угол ее наклона составлял шесть градусов. Это как у Пизанской башни, только у нас она по-настоящему падала, и ее падение грозило обрушением всему дому!»
Дмитрий, нынешний хозяин особняка начала ХХ века, известного на всю Брянскую область дома Осипова, водит меня по своим хоромам и показывает, где, что и как им с женой Натальей удалось отреставрировать за пять лет. Снаружи здесь все в строительных лесах. А изнутри особняк напоминает деревянный храм на реконструкции — четырехметровые потолки, старинные двери, огромные окна и пятнистые стены, набранные из бревен двух цветов.
«Те, что темнее, — старое дерево, то, из которого был изначально построен дом. Светлые — новые, полностью скопированные с тех, которые успели сгнить к моменту покупки», — поясняет Дмитрий.
Я прикидываю — темного дерева в стенах дома процентов на 30, остальное новым хозяевам пришлось перебрать и воссоздать буквально по бревнышку. Под впечатлением от проделанной работы шагаю в бывшую гостиную фабриканта Осипова. Сейчас здесь самое историческое место дома — склад деревянного уличного декора, который помнит еще первых хозяев и революцию. Теперь деревянное кружево дожидается реставрации под крышей. А Дмитрий уже показывает мне кусочки обоев начала века, бережно снятые со стен и сохраненные для истории. От возможности прикоснуться к их бархатистой поверхности откровенно замирает сердце.
Дом 70 на улице Коммунистической в центре старообрядчества, Новозыбкове, построил фабрикант Григорий Осипов. Потомок первопоселенцев-старообрядцев, единоверец Осипов в начале ХХ века был крупным предпринимателем. Его семья основала спичечное производство в посаде Злынка и близлежащих населенных пунктах, и к началу ХХ века Новозыбковский уезд стал крупнейшим в России производителем спичек. Отсюда их везли по всей стране, в Персию и даже в Китай. Григорий Осипов жил на широкую ногу, занимался благотворительностью и про себя тоже не забывал. Так в Новозыбкове появился особняк с башней-эркером, барочным парапетом и окном в стиле «модерн», который спроектировал уездный архитектор И.П.Шмаков.
Официальная дата рождения дома Осипова — 1898 год, но по косвенным данным нынешние хозяева установили, что он был введен в эксплуатацию ближе к 1912 году. Для Новозыбкова по тем временам особняк был роскошным, со всеми удобствами. Сюда провели водопровод и канализацию, телефон под номером 12. Вокруг дома был высажен сад, а во дворе красовался новенький автомобиль.
Нечто большее, чем конференц-зал
Нынешние хозяева дома Осипова, Наталья Краснова и Дмитрий Кузин, из Новосибирска. Наталья — преподаватель Высшей школы экономики и еще нескольких престижных учебных заведений, эксперт в области управления эффективностью, организационного развития и управления персоналом. Живет в Москве, проводит обучающие семинары по всей стране. Дмитрий сам себя называет «компьютерщиком». Когда семья приобрела особняк, он переехал в Новозыбков и полностью погрузился в историческую реставрацию своего будущего дома.
«Когда мы его впервые увидели, состояние, конечно, было — апокалипсис. Но мы оптимистично решили, что за год управимся», — рассказывает Наталья.
До «состояния-апокалипсиса» исторический дом дошел всего за сто лет. После революции особняк национализировали и до конца века (с перерывом на немецкую оккупацию, когда здесь была комендатура) использовали под образовательные заведения. В разные годы здесь размещалось педагогическое отделение политехникума, школа, школьная библиотека, «военка» и «продленка». В 90-е годы здание признали аварийным. Школа съехала, а дом остался бесхозным и стал приютом для бездомных. Крыша местами провалилась, дождь заливал внутрь, стены гнили. Старинные двери пошли на костры для бездомных, штукатурка осыпалась лавинами, двухметровые окна просто вываливались из проемов, деревянные конструкции башни разрушались — она начала клониться к земле. В 2007 году власти продали особняк местному предпринимателю Андрею Воронину, который частично законсервировал дом, выгнал незаконных обитателей, вставил окна, вырубил вокруг кусты и, как смог, сохранил помещения. В дальнейшем одну из комнат он использовал под турагентство. А в 2014 году он перепродал дом Осипова Наталье с Дмитрием.
«Мы хотели купить старинный дом под реставрацию. Ездили в Коломну, Владимир, Зарайск, смотрели умирающие дома. В конце 2013 года я стала листать не только официальные объявления на площадках госструктур типа “аренда за один рубль”, но и смотреть на Авито. В декабре попалось объявление — в каком-то Новозыбкове продается за миллион рублей особняк. Мы поехали и через три недели стали собственниками дома Осипова», — рассказывает Наталья.
На вопрос «Зачем вам все это?» Наталья с Дмитрием отвечают: «Чтобы жить!» Новозыбков — третий по величине город в Брянской области. Здесь тихо и комфортно, но в то же время нормально развита инфраструктура, есть все, что нужно для жизни современному человеку. Других конкретных планов на дом у пары пока нет. Дмитрий подумывает о том, чтобы предоставлять отдельные помещения особняка в качестве конференц-зала для корпоративного обучения. Наталье дом Осипова больше видится как жилой, но с «музейной» направленностью: «Нечто большее, чем конференц-зал, похожее на культурный центр».
Посторонний вопрос
В свидетельстве о праве собственности особняк значится просто как «жилой дом». Без каких-либо обременений и указаний на то, что это — памятник регионального значения. О том, что их «жилой дом» — официальный объект культурного наследия, Наталья и Дмитрий узнали самым затейливым образом.
«Вдруг в начале декабря 2019 года директору нашей компании-реставратора звонит начальник управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Константин Волков и начинает угрожать им лишением лицензии, а нам — судом», — рассказывает Наталья.
Причина угроз — не согласовали реставрацию исторического здания с чиновниками. Дом Осипова к тому времени уже готовились завести под крышу и потратили на него в 10-15 раз больше его первоначальной стоимости. Точнее Дмитрий и Наталья пока не подсчитывали, потому что процесс реставрации продолжается и не все кредиты выплачены до конца.
«Знаете, давайте после Нового года!» — первое, что я слышу, позвонив в управление по охране, чтобы договориться о встрече. Конец года, все заняты отчетами, и «вашими посторонними вопросами никто заниматься не будет».
«Посторонним вопросом» дом Осипова для брянских чиновников является как минимум с 2016 года — именно столько существует областное управление. За это время хозяева особняка нашли столичную фирму «Нагель» — ту самую, которая участвовала в реставрации «Дома со львом» в Саратовской области, восстанавливала «Лесной терем» в костромской деревне Асташово, выполнила много других проектов в области деревянного зодчества — разработали и согласовали проект реставрации, получили разрешение на строительство. Оформили кучу документов, не говоря уже о самих строительных работах.
Демонстрируя максимальную открытость, все этапы реставрационных работ фиксировали на фото и в подробностях описывали на специально созданном сайте и в соцсетях. В дом Осипова водили экскурсии для горожан, в числе которых оказался местный депутат Дмитрий Шевцов, который даже предложил по окончании реконструкции присвоить Дмитрию Кузину звание Почетного гражданина Новозыбкова. Не было среди экскурсантов только чиновников управления по охране объектов культурного наследия.
«Стадия сбора документов»
Со слов начальника отдела охраны объектов культурного наследия Ирины Кочетовой, о том, что в доме проводятся реставрационные работы, в управлении узнали, когда к ним «поступил сигнал».
— Что за сигнал?
— Ой, я, если честно, не знаю, частное лицо или администрация, я не смотрела…
После «сигнала» на объект срочно прибыл специалист, составил акт, провел фотофиксацию.
— Понимаете, управление обязано на такое реагировать! Мы выехали на объект, проверили, действительно работы ведутся. Проверили по своим документам — с нами их никто не согласовывал, — поясняет Кочетова.
Теперь Наталья и Дмитрий ждут повестки в суд. Если делу дадут ход, им грозит административная ответственность за нарушение 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» и штраф от 15 до 100 тысяч рублей по статье 7.14 КоАП РФ. Работы по сохранению историко-культурного наследия на объекте временно приостановлены силами одноименного управления.
Как могло получиться, что памятник оформили в собственность без обременения, «Таким делам» поясняет государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы Минкульта РФ Елена Зубова:
«Во-первых, не все обременения могут быть зарегистрированы в кадастровой палате. А во-вторых, не во всех муниципалитетах осведомлены на предмет памятников. Перечни объектов культурного наследия им, конечно, рассылают, но как они пользуются этими списками и пользуются ли вообще — большой вопрос».
Елена Зубова — член Брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК). По ее словам, восстановление дома Осиповых — пример для Брянской области эксклюзивный.
«Мы были очень рады, когда реставрацией особняка занялись его нынешние владельцы. Эта открытость, готовность показывать работы на всех стадиях сразу расположили к себе».
По словам Зубовой, это вообще большая редкость, чтобы частник взялся за исторический дом и за свой счет почти довел проект по его восстановлению до конца.
«Я думаю, управление и владельцы дома должны сесть за стол переговоров и обсудить, как им выправить ситуацию до суда. По сути, им нужно уладить формальности — дополнить существующий проект необходимой документацией и согласовать доработанный пакет документов с начальником управления по охране», — говорит Зубова.
Наталья Краснова говорит, что пока начальник управления Волков по телефону продемонстрировал готовность помочь им с разрешением ситуации. В самом управлении говорят, что процесс по дому Осипова — на стадии сбора документов.
Своя «старина»
История с домом Осипова получила широкий резонанс в среде брянских общественников и просто неравнодушных горожан. Историческая память — по-настоящему больной вопрос не только в маленьком Новозыбкове, но и в областном центре. Своей «старины» в Брянске осталось очень мало — когда в 1943 году немцы оставляли город, его практически сровняли с землей. С чем не справились фашисты, довершили время и отсутствие должного надзора. В самом центре города, например, до сих пор стоит несколько «графских развалин»: дома Полянского, Чулковых, дом Мартынова, который в свое время тоже выкупил частник и который буквально на днях снова выставили на продажу. Еще одну историческую усадьбу XVIII века, дом Баженова, пару лет назад собственники просто снесли. Теперь его требуют восстановить.
В России есть и более удачные примеры обращения с историческим наследием, попавшим в частные руки. Известный многим «Лесной терем» в деревне Асташово Костромской области, построенный в 1897 году, остался безхозным еще в 70-е годы прошлого века. В 2011 году полуразрушенное строение приобрел предприниматель Андрей Павличенков, который привлек к его реставрации ведущих специалистов страны. Терем разобрали и перевезли на базу Реставрационного центра А.Попова в город Кириллов. В 2013 году сруб вернулся на свое родное место в Асташово, и его установили на восстановленный фундамент. Через три года в нем открылась первая в России гостиница-музей. Теперь ее гости могут познакомиться с жизнью и старинным бытом русской провинции и убедиться в том, что сохранять историческое наследие в России можно даже с выгодой для себя.
В марте нынешнего года губернатор Брянской области Александр Богомаз картинно отругал сотрудников управления по охране и сохранению историко-культурного наследия и потребовал срочно провести мониторинг объектов, которые представляют культурную и историческую ценность:
«В одних департаментах работа кипит, темпы строительства растут, медицина развивается, а другие бездействуют. А зарплата у вас одинаковая. Это не работа, а отбывание! У вас в управлении восемь человек, да если каждый день по одному объекту проверит, то за месяц можно 200 объектов посмотреть. А у вас под носом усадьбу снесли, и никто не пошевелил пальцем! Срочно меняйте подход к работе!»
Пока же исторические усадьбы в Брянске охраняют танки. В декабре 2019 года у стен очередного памятника архитектуры — здания бывшего сиротского приюта начала ХХ века, установили самый настоящий Т-34. Теперь ни один враг к объекту исторического наследия просто так не подберется.
Только сотрудники охранного управления.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам