Священник выходит на крыльцо собора и пытается прервать импровизированный митинг сотни человек, грозит полицией. «Мы не все законы принимаем близко к сердцу», — отвечают ему. Другой служитель теряет сознание от нервного напряжения
2 февраля в Тверской епархии Русской православной церкви разгорелся религиозный конфликт. В этот день в Твери стартовала научно-практическая конференция «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Ее с благословения митрополита Тверского и Кашинского Саввы организовали современные тверские братства, объединяющие последователей священника Георгия Кочеткова, давнего сторонника перевода богослужения на современный язык, имеющего в консервативных кругах репутацию обновленца.
Открытие конференции предварило воскресное богослужение в крупнейшем храме Твери, Воскресенском соборе. На него прибыл сам отец Георгий Кочетков и более сотни членов братств, покровительствуемых им. Постоянные прихожане храма испугались, что служба будет вестись полностью на русском языке (вместо церковнославянского), а «оскверненный» этим действием собор передадут «кочетковцам». Службы на русском не случилось, но прихожане вышли на митинг у собора, призывая к ответу митрополита Савву, поставившего епархию на грань, как они думают, раскола.
Как отмечал кандидат филологических наук Александр Кравецкий, тогда эта дискуссия была актуальна только для образованного дворянского меньшинства, в совершенстве знавшего литературный русский и немецкий/французский языки, но уже не понимавшего церковнославянский. Эти споры нарастали по мере завершения Синодального перевода Библии, длившегося почти всю вторую половину века.
После Поместного собора 1917 года был выпущен документ о богослужебном языке, декларировавший основным языком богослужения церковнославянский, но допускавший переводы богослужебных текстов на русский язык. Переводы предполагалось использовать параллельно богослужению на церковнославянском в просветительских целях, но ни в коем случае как основу.
За XX век было сделано много переводов богослужения разной степени завершенности, но ими пользуются лишь единичные приходы. В декабре 2019 года патриарх Кирилл на епархиальном собрании в Москве заявил, что проведение служб полностью на русском «не будет полезным», но допустил частичный перевод по согласованию с общинами.
На местных языках служат в большинстве поместных православных церквей. Католики служат на них с 60-х годов XX века, протестанты — с XVI века.
«Такие дела» ознакомились с православной жизнью Твери, проследили развитие конфликта и узнали о его глубинных причинах.
Житель Твери, бывший монастырский регент, а сейчас видеоблогер «Антибатюшка» и автор проекта «Расцерковление» Михаил Баранов с видеокамерой прибыл 2 февраля к Воскресенскому собору к самому началу службы — в восемь утра. Знакомые прислали Баранову клич о намечающейся буче: в собор едут «кочетковцы» служить свою службу. На русском языке. Прихожане собрались протестовать.
У храма выстроились около десятка человек с бланками для подписей под обращением против русификации богослужения, но сама служба прошла мирно. Баранов побывал и внутри храма, и снаружи и успел заснять примечательную часть с чтением Евангелия по-русски.
«Думал, что в этот момент начнется какой-то протест и это будет последней каплей терпения. Но все было организованно продуманно: чтение “Апостола” на церковнославянском, Евангелие сначала на церковнославянском, потом продублировали по-русски, — вспоминает «Антибатюшка». —Содержательно служба не отличалась от обычной канонической».
Подписи собирали прямо во время службы недалеко от дверей храма, но это никак не помешало богослужению, говорит блогер: никто не провоцировал молящихся. К девяти часам в собор стали стекаться люди в большом количестве. Студенты, в основном девушки. Баранова удивило, что в храме они держались парами.
Проповедь прочитал глава миссионерского отдела епархии, тоже видеоблогер — «Позитивный батюшка» Антоний Русакевич. Он рассказал об истории православных братств и о том, что вера в России в XX веке сохранилась благодаря им. Священник оповестил присутствующих, что в храме по благословению митрополита установят освященную памятную доску в честь братства святого князя Михаила Тверского.
Когда прихожане поняли, что митрополит не приедет на службу, они заволновались, рассказывает Баранов: «Ах, он нас бросил!» У крыльца собора собралось около 100 человек.
К народу воззвал бывший протестантский пастор из села Коровино, а ныне православный фундаменталист, седобородый Петр Бугаев: новомученики русской церкви проливали кровь за церковнославянский язык!
Импровизированную проповедь прервал отец Дмитрий Гаспаров, единственный клирик епархии, вышедший тогда к собравшимся. «Дайте ему договорить! Вас мы не хотим слушать!» — отвергли Гаспарова прихожане, пока тот пытался оттащить бородача с крыльца.
— Давайте вы не будете устраивать митинг, потому что это не совсем законно! — возмутился священник.
— У нас много чего незаконно! Только мы не все законы принимаем к сердцу! — выкрикнули ему в ответ.
Остальные служители покинули храм через боковые выходы. Один из них, протоиерей Сергий Домнин, упал в обморок от напряжения, рассказывают прихожане. Это подтверждает один из алтарников: «Батюшка не спал всю ночь перед службой, волновался». В собор приехали полицейские, но никого не задержали.
Зато каждый желающий смог высказаться на камеру, которую кто-то поставил на штативе вблизи собора. Эти материалы впоследствии вошли в самое просматриваемое (17 тысяч просмотров) видео YouTube-канала «Тверской прихожанин». Основной инструмент координации недовольных верующих, этот протестный канал появился только 7 февраля, через пять дней после службы.
Андрей Соколов — прихожанин Воскресенского собора уже более 10 лет, его сыновья прислуживают здесь алтарниками. «Всех бабулюшек там знаю. Каждую иконку», — говорит Соколов. Он заместитель председателя тверского отделения исторического общества «Двуглавый орел», ту же должность занимает в Российском клубе православных меценатов, руководитель общественного совета при УФСИН Тверской области, член общественного совета при ФССП Тверской области, председатель братства имени Святого князя Михаила Тверского, «духовного покровителя спецназа “Альфа”».
Среди духовных ориентиров Соколова — протоиерей Дмитрий Смирнов, богослов Алексей Осипов и покойный старец Наум (Байбородин), проповедовавший о действующей в мире «темной силе», подвластной семьям Ротшильдов и Рокфеллеров. Конфликт в епархии он уверенно называет международным.
«Я закончил в РАНХиГС кафедру международной безопасности и вот что я вижу [как эксперт]. Перевод служения на русский — это только верхушка айсберга. Вся подводная часть — поменять строй в России».
Общественник считает, что «Россию можно будет взять голыми руками, если мы начнем либеральничать, менять церковь». Что такое либеральные идеи, он формулирует легко: «Мужчина, спи с мужчиной, пей кока-колу, бери от жизни все, смотри телевизор, детей не рожай, плохо лежит — укради». Начнется разрушение с богослужений по-русски.
«Если мы начнем переводить богослужение, мы упустим духовность. Посмотрите на Украину — у них Богородица получается “дивка несосватанная” (в действительности “невісто неневістная”, в церковнославянском варианте “невесто неневестная”, — прим. ТД), Николай Чудотворец — “Никола Фокусник” (в действительности “Миколай Чудотворець” — прим. ТД), глупость. Если убрать таинство из богослужения, это ослабит его».
Православные, полагает представитель «Двуглавого орла», не должны до конца понимать богослужебный язык и Евангелие. Он приводит пример с Серафимом Саровским, который перечитывал Евангелие каждую неделю — только, по мнению Соколова, чтобы «хоть что-нибудь понять». При этом прихожанин возмущается: мол, «кочетковцы» считают российских прихожан «настолько тупыми», что они не способны понять церковнославянский.
Андрей Соколов не считает «кочетковцев» христианами: говорит, что они не верят в непорочное зачатие Богородицы и считают, что она родила от мужа Иосифа. Однако подчеркивает, что не имеет ничего против последователей Кочеткова как людей, а председателя Боголюбского братства Андрея Васенева и вовсе считает «хорошим, приятным парнем».
«Мы не против того, чтобы эти братства ходили в наши храмы. Но я против того, чтобы они в них устанавливали свои порядки. Не нужно нам навязывать свои учения. Зачем вы просите служить вам на русском языке? Вы же следите [за переводом] по своим книжкам. Мы же не мешаем вам это делать,» — заочно дискутирует он.
Спустя неделю после конфликтной конференции, 9 февраля, митрополит Савва появился перед паствой. Службу в Воскресенском соборе, посвященную новомученикам Русской Церкви, он завершил миротворческим посланием, в частности, он говорил о необходимости достичь «согласия, взаимопонимания, человечности».
Около полусотни прихожан это послание не успокоило. Несколько человек прямо у стен собора организовали сбор подписей под прошением патриарху Кириллу, чтобы он прислал в город специальную комиссию для проверки деятельности Саввы и принятия в его отношении «соответствующих канонических, дисциплинарных и/или административных мер». Архиерей, утверждают авторы документа, допустил ситуацию, «реально угрожающую единству Русской православной церкви».
Митрополит Тверской и Кашинский СавваФото: Виктор Васенин/PhotoXPressВ тот день митрополит Савва уехал, так и не поговорив с паствой, а прояснить его позицию к собравшимся вышел протоиерей Александр Душенков, глава епархиальной пресс-службы. Прихожане обступили священника и принялись обличать начальника отца Александра в связи с «кочетковцами».
Андрей Соколов уверял, что последователи Кочеткова — секта, ссылаясь на мнение «сектоведа» Александра Дворкина и профессора Московской духовной академии Алексея Осипова. Ему вторил учитель воскресной школы при соборе и алтарник Олег Штейнер, один из ведущих протестного YouTube-канала «Тверской прихожанин» и организатор сбора подписей.
— Олег Анатольевич знает, он нам преподает, — поддержала одна из прихожанок.
— Олег Анатольевич преподает, да не то, — заявил священник, — если бы он преподавал вам о смирении и терпении, толку было бы больше.
Протоиерей решил обсудить с собравшимися притчу о блуднице, в которую Иисус предложил кинуть камень тем, кто без греха, но его прервали.
— Отец Александр, какое это отношение имеет к ереси модернизма? — сквозь гул раздался строгий голос молодой девушки в шапке Vogue. В руке у нее была камера, врученная стоявшим поблизости с диктофоном блогером Михаилом «Антибатюшкой» Барановым.
— Смотрите, вот, какой храм хороший, — проигнорировал вопрос отец Александр. — Приходите, молитесь, кайтесь. А мы с вами друг на друга бросаемся.
— Обновленчество, отец Александр, — холодно и с нажимом произнесла она, — это грех церковный. Личный грех — это одно дело. Церковный грех влияет на всю церковь сразу.
— Вижу, бесы же здесь сидят, вот здесь, рядом, — вновь проигнорировал протоиерей и недобро взглянул на «Антибатюшку». — Смотрят и радуются, какие мы глупые.
— Я не могу сказать про всех, но по своим грехам я, несомненно, достоин преисподней. Так вот, к своим плотским грехам я не хочу прибавлять самого главного греха, — прервал спор учитель-алтарник Олег Штейнер. Самым страшным грехом он назвал совместное евхаристическое общение с еретиками — непрощаемый грех против Церкви и Бога.
— Разницы между вами и «кочетковцами» нету, — ответил отец Александр.
В толпе пробежал нервный смех.
— Записывайте это. Записывайте, — пробормотали в задних рядах.
— По отношению к церкви, милые мои, особой разницы нет. И те и другие за то, чтобы самим менять священников и архиереев.
— Да никто не говорит менять священников! Лично вы как относитесь к Георгию Кочеткову?
— Никак. Пока священник не запрещен в служении, он для меня священник, какой бы он ни был.
— И вы, не зная каков он, ставите его на одну доску с нами, с Олегом?
— Олега точно на одну доску. Честно говорю: что Олег, что Кочетков, — разницы нет.
— Вы руководите отделом по взаимодействию со СМИ. Вы про него читали-то вообще, про Кочеткова? Что про него написал патриарх Алексий?
Отец Александр взорвался.
Собрание протестующих прихожан, выступление ШтейнераФото: Дмитрий Сидоров— Где про него написал патриарх Алексий?! Стоять! Где патриарх Алексий…
— Не надо орать! Чего орете-то? — ощетинилась толпа.
— Меня так учили в школе: если ты кого-то обвиняешь — говори конкретно! Где патриарх Алексий говорил что-то плохое про Кочеткова? — стальным тоном спросил священник.
— Нет, это вы сравнили нас с «кочетковцами»! У вас нет совести! — ответил ему гул голосов. «Нате вот, возьмите гоупроху», — ласково предложил Михаил Баранов еще одной прихожанке снять происходящее с другого ракурса.
— Я не еретик, отец Александр, — прервал крики спокойный голос Штейнера. — Кочетков еретик. Вы когда-нибудь читали его катехизис? Разговаривали с теми, кто проходил посвящение?
Пресс-секретарь ушел от ответа в историю казни последнего дореволюционного губернатора Твери Николая фон Бюнтинга. 2 марта 1917 года восставшие рабочие захватили его дворец и повели конвоем на городскую гауптвахту. Навстречу шла еще одна толпа революционеров. Увидев губернатора, они потребовали немедленно его казнить. Губернатор спросил: «А что я сделал вам дурного?» — «А что ты нам сделал хорошего?» — раздался ответ, и сразу следом выстрел.
— Вот, миленькие мои, подумайте. Борются люди, которые нормальные, а к власти приходит третья сторона.
— Да, третья сторона! Я не за Кочеткова. И не против владыки Саввы. Я за Иисуса Христа! — заявила одна из прихожанок.
— Вот у тебя лучший друг теперь, — ответил ей отец Александр, придвинув к себе Михаила Баранова, — «Антибатюшка»! Так получается. Придется тебе вместе с ним быть.
Протоиерей удалился к потертому черному внедорожнику и уехал прочь. Михаил Баранов покинул место дискуссии на моноколесе. А немного поредевшая группа прихожан во главе с Олегом Штейнером отправилась в воскресную школу — на урок по амартологии, сотериологии, эсхатологии и экклесиологии.
— Олег Анатольевич, давайте о главном, — потребовали прихожанки, едва окончился богословский урок.
— О главном? О Боге? Или о том, что у нас происходит? — спросил 53-летний учитель.
— О том, что у нас происходит!
Штейнер сообщил, что под прошением к патриарху и Священному Синоду стоит уже около 500 подписей. «В патриархии ждут, что им привезут это прошение», — заявил он, но если патриархия никак не отреагирует, значит, она заодно с «кочетковцами» и Саввой. Но если патриарх пришлет комиссию, проведет расследование и наложит на митрополита хотя бы минимальные санкции, «“кочетковцев” больше не пустят на порог ни одной епархии».
— Понимаете, что мы сделаем? — оглядел Штейнер собравшихся. Люди кивали. — Мы отстоим не только Тверскую землю. Мы для всей церкви сделаем доброе дело.
Отец Георгий Кочетков. Фото на стене в квартире Андрея ВасеневаФото: Дмитрий СидоровАлтарник решил поделиться с прихожанами инсайдерской информацией: как, по его словам, случилась та самая совместная литургия с «кочетковцами». Якобы митрополит Савва перед тем, как уехать в отпуск, приказал всем священникам служить на русском и предупредил их, что на службе будет Георгий Кочетков.
— Народ самоорганизовался и возмутился настолько, что уже лица хотел бить. Если бы это произошло, был бы реальный раскол, — в полной тишине рассказывал Штейнер.
— Был бы конец света, — послышался вздох с галерки.
Штейнер в 2010 году закончил миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а до этого, в 1991 году, — физико-технический факультет Тверского государственного университета (ТвГУ). Он числится в учредителях «Братства во имя всех святых в земле Тверской просиявших», председатель которого — популярный тверской священник Георгий Белодуров. В конце 1980-х отец Георгий (тогда еще не клирик) состоял в местном отделении демократического движения («Социальная инициатива» — прим. ТД), рассказывает тверская церковная журналистка Мария Орлова.
Андрей Соколов в беседе с «Такими делами» утверждает, что не сотрудничает с Олегом Штейнером: алтарник представляет более воинственное крыло прихожан, а представитель «Двуглавого орла» «как христианин любит Савву, видит в нем много-много плюсов» и не участвует в сборе подписей против него.
«Я думаю, как община, мы отстояли наш собор. Сегодня мы будем прогонять отовсюду Кочеткова, завтра адвентистов, послезавтра иеговистов. Это борьба с ветряными мельницами», — комментирует Соколов планы Штейнера.
В ответ на вопрос, собирается ли он сам получать священнический сан, Штейнер смеется: «Мне бы не хотелось, чтобы меня рукоположили при чтении на русском языке».
В Воскресенском соборе, рассказывает тверская церковная журналистка Мария Орлова, во времена предыдущего архиерея, еще в 90-х, сложилась живая православная община: «Все очень большие ревнители благочестия, за православие всех порвут, вне зависимости от того, что вкладывается в это понятие».
Возглавив епархию в 2018 году, митрополит Савва запустил масштабную ротацию клириков. Это коснулось большинства служителей Воскресенского собора, включая протоиереев Михаила Беляева и Георгия Белодурова, вокруг которых и сложилась готовая «всех порвать» община.
Андрей Соколов из «Двуглавого орла» говорит, что за этими священниками ушла значимая часть их паствы, осталась только малая часть общины, и сейчас большой собор часто кажется полупустым. Поэтому, объясняет Соколов, когда туда пришли 150-200 человек «кочетковцев», в сочетании с установкой памятной доски для многих прихожан это выглядело похожим на «рейдерский захват».
В разгоревшемся конфликте Мария Орлова видит сублимацию социального и политического протеста. За последние два года в Твери порушились главные городские символы — закрыт речной вокзал, ликвидирована трамвайная система, губернаторы меняются каждые полгода, «в городе все стало совсем плохо». «Люди не в состоянии протестовать против реальной власти и решили протестовать против самой безобидной».
В марте 2019 года митрополит Савва провел службу на русском языке в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при клинике Аваева, и уже тогда консервативные издания писали об «акте церковного вандализма и варварства».
В Тверь Савва, рассказывает Орлова (и соглашаются другие опрошенные), пришел без своей команды.
«Опереться ему было не на кого, и многие хотели к нему подобраться, чтобы иметь на него влияние. Оценив обстановку, Савва увидел [председателя Боголюбского братства] Андрея Васенева — адекватного, образованного человека с информационным ресурсом», — отмечает Орлова. В 2019 году митрополит провел несколько больших публичных мероприятий, модератором и участником которых был Васенев.
Андрей Соколов уверен: сторонники Кочеткова нацелены на большее, чем просто проникновение в какие-либо храмы епархии. Минобороны по закону о реституции передает епархии комплекс зданий Тверского суворовского училища, и братства, считает Соколов, хотят уговорить митрополита передать эти постройки им под открытие тверского филиала Свято-Филаретовского православного института (открыт в 1988 году Георгием Кочетковым). Возглавить филиал, по версии Соколова, должен будет Андрей Васенев.
«Дело хорошее, но ни денег, ни времени, ни сил на это категорически нету», — улыбается председатель Боголюбского братства Андрей Васенев в ответ на предположение Соколова. Впрочем, добавляет он, все это домыслы, и такой вариант никогда не обсуждался.
Стены его квартиры украшены фотографиями предков, собраний Боголюбского братства и фотопортретами отца Георгия Кочеткова, на книжной полке — семитомник переводов богослужения авторства московского священника. Васеневу 36 лет, он выпускник факультета богословия Свято-Филаретовского института и главный редактор портала о церковной жизни «Стол». Как и Штейнер — алтарник.
Председатель Боголюбского братства Андрей ВасеневФото: Дмитрий СидоровВ братстве, объясняет он, могут состоять и миряне, и священники, и монахи. «Братчики», как определяют себя они сами, живут в своих семьях и работают на своих работах, объединяются же по принципу общих дел во благо церкви. Васенев не против и определения «кочетковцы»: «Конечно, это скорее презрительное обращение, но когда христиан начали называть христианами, это звучало примерно так же».
Братства не привязаны к определенному приходу и даже географически — в том же Боголюбском братстве состоят и люди, которые живут не в России. Православные братства есть во всех больших городах страны, они признают церковную иерархию и работают на принципах самоорганизации и финансирования.
«Одна из главных проблем современной РПЦ в том, что священники не могут опираться на прихожан, — считает Васенев. — Строительство нового храма, открытие новой воскресной школы, новых миссионерских курсов — прихожане не могут этого обеспечить, и священники вынуждены обращаться к бизнесу. Бизнес же часто сращен с государством, и РПЦ таким образом попадает под государственный контроль».
Жизнь в братстве строже, чем на приходе, говорит Васенев, у каждого члена внутренние обязанности и долженствование. «Это вопрос соотнесения себя с волей Божьей. Нужно задуматься над вопросом: чего от меня хочет Господь?»
Чаще же, считает Васенев, люди приходят «получать» от Бога блага. Он называет это «православным язычеством» — то, чему братства стремятся противостоять через так называемую длительную катехизацию.
Русификация богослужений в представлении «кочетковцев» направлена на осознанность: люди должны понимать, во что они верят, понимать, чего от них хочет Бог, а не только просить чего-то. Сам священник Георгий Кочетков говорит, что его переводы используются в богослужениях уже не первое десятилетие: «Если кому-то не нравится — не ходите!»
Кочетков напоминает, что современный язык богослужения сейчас используется почти во всех православных церквях мира и «для этого не требуется никаких соборов и решений Синодов».
Собрание переводов православного богослужения авторства отца Георгия Кочеткова в доме у Андрея ВасеневаФото: Дмитрий СидоровСуществуют и другие переводы — иеромонаха раскольничьей РПЦЗ(А) Амвросия (Тимрота), митрополита УПЦ(МП) Ионафана (Елецких) (благословившего переводы Георгия Кочеткова, — прим. ТД) и поэта Анри Волохонского, — но ни один из них не настолько полный, как семитомник Кочеткова. Суммарно, говорит ТД отец Георгий, он потратил на это 40 лет жизни.
«Наша церковь нуждается в том, чтобы найти язык, на каком можно было бы говорить с современными людьми. Нам что, нужно, чтобы люди просто стояли в храме как пешки — пришел, поставил свечку и ушел?
В этом году Преображенскому братству исполняется 30 лет. По словам Васенева, после перестройки оно оказалось авангардом церковного возрождения в условиях, когда вся традиция за несколько поколений государственного атеизма была забыта основной массой хлынувших в храмы прихожан. С этой целью — «обучить людей, которые помогли бы сдвинуть эту глыбу» — главный энтузиаст «братского» возрождения отец Георгий Кочетков основал Свято-Филаретовский институт и стал его ректором. Спасское, Боголюбское и Мариинское братства появились в Твери чуть позже, начиная с 1991 года.
Поворотный год в новейшей истории братств и, шире, всей церкви — 1994 год, считает Васенев. «Тогда в одной лодке еще были такие разные священники, как Андрей Кураев, Алексей Уминский, Дмитрий Смирнов. Всем казалось, что происходит весна церкви». В 1994 году состоялась конференция «Единство церкви», на которой братства и покровительствовавшие им священники подверглись жесткой критике. Она определила направления развития, а положение о братствах было принято на Синоде в 2013 году.
Однако в Твери трудности усугубились личной неприязнью к братствам митрополита Виктора (Олейника). По словам Васенева, на всех встречах он повторял: «Вы — не мои». Но тверские братства смогли сохраниться даже в этих условиях.
Никто из противников «братчиков», считает Васенев, не может толком обосновать обвинения в ереси. «Наше Боголюбское братство — в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Но это почему-то они по-прежнему утверждают, что мы не почитаем Богородицу», — замечает Васенев.
Первоначально служба 2 февраля должна была случиться в соборе святого Александра Невского у городского вокзала. История этого храма связана с дореволюционными братствами. Другой митрополит Савва — из начала XX века — также был покровителем братств и освящал этот собор (точнее, тот, что был на месте реконструкции).
Собор святого Александра Невского в ТвериФото: Дмитрий СидоровНастоятель собора иерей Кирилл Алексеев отказался проводить эту службу. «Мы попросились в Воскресенский собор. Я лично писал прошение о том, чтобы была литургия, чтобы за ней поминали священномучеников из братств и чтобы была возможность разместить в храме табличку (ту самую памятную доску, которую в итоге повесили на стены Воскресенского собора — прим. ТД). Ни слова о литургии на русском языке в этом прошении не было. И в ответе архиерея не было предложения провести русскоязычную службу», — отрицает Васенев обвинения Олега Штейнера (прошение есть в распоряжении редакции — прим. ТД).
Службы с параллельным чтением Евангелия по-русски для Тверской епархии, как было 2 февраля, — обычное дело, говорит Васенев. Церковь действительно более гибка в этом вопросе, чем может показаться, — в Новосибирске уже несколько лет ведутся службы с сурдопереводом для слабослышащих, а 16 февраля в кафедральном соборе Благовещенска прошел молебен о спасении от коронавируса на китайском языке. В национальных республиках РФ можно услышать службы на якутском, чувашском и других языках.
Конференцию по истории православных братств выгнали из ТвГУ, как утверждает Васенев, по звонку из администрации губернатора Рудени. Проводить ее пришлось в Боголюбском культурном центре.
«Братчики» во время служб держатся вместе, в отличие от так называемых захожан, которые «в большинстве своем не очень знакомы» — и это действительно иногда раздражает последних. «Да, действительно некоторых раздражает, что люди вместе стоят в храме, вместе идут к причастию, — согласен отец Георгий. — Им даже кричат: “Разойдитесь”».
Массовым явлением движение сторонников Кочеткова назвать нельзя. За 30 лет в Твери катехизацию в братствах, которые он опекает, прошло несколько тысяч человек, сейчас в трех братствах около 200 человек.
Митрополит Савва применяет опыт братств, в том числе русскоязычные богослужения, в епархиальной жизни, — и это уникальная для России ситуация, говорит Васенев. «Владыка всерьез хочет чего-то от церковной жизни, он мыслит себя не только администратором, чем больны многие епископы».
Митрополит Тверской и Кашинский Савва предложение «Таких дел» об интервью не принял .
У мирянского протестного движения «Тверской прихожанин» есть сторонники и среди священников. Председатель «Братства во имя всех святых в земле Тверской просиявших», священник Георгий Белодуров еще 1 февраля написал в «Живом журнале» пост, изобличающий «кочетковскую секту (раскол)». После этого в фейсбуке он обратился к «кочетковцам»: «Пиписька у вас еще не выросла, и в микроскоп ее не видно, а вы уже пытаетесь поглотить огромную церковь с многовековой традицией». Позже он стер эту запись и уже 10 февраля писал, что вторую неделю в своем храме читает молитву о примирении во вражде сущих.
«Я бы хотел посмотреть, что будет дальше. Тогда разговор может быть более конкретным», — сказал он «Таким делам», отказавшись обсуждать происходящее.
Священник Георгий Белодуров
Иерей Кирилл Алексеев из собора святого Александра Невского, руководитель молодежного отдела епархии и боксер, не пустивший сторонников Кочеткова служить в его приходе, категорически отрицает, что имеет отношение к волнениям.
«Эта дезинформация, возможно, была выброшена самими “кочетковцами”. Правда в том, что прихожане моего храма православные и не разделяют заблуждений Георгия Кочеткова. И они против того, чтобы в него вешали эту табличку [в память православных братств] и чтобы эти братства проводили там мероприятия».
В подстрекательстве мирян обвиняли и отца священника Кирилла, протоиерея Николая Алексеева, служащего в Торжке (Тверская область).
«Мне до смерти это все надоело, — раздраженно прокомментировал он. — Откровенно вам скажу: большинство наших прихожан не желает сотрудничать с “кочетковцами”, и даже настоятели ничего не могут сделать».
Прихожане имеют полное каноническое право писать апелляции патриарху, говорит протоиерей, но он не может сказать, правы ли они с нравственной точки зрения.
Отец Николай отметил, что раздражение прихожан связано не с русским языком богослужений — он сам впервые служил по-русски еще 25 лет назад, будучи благочинным в Вязьме вместе с тогдашним архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (сейчас патриархом). «Умеренно, конечно, — только чтение “Апостола”, Евангелия, Паремии».
Боголюбское братство и отец Георгий Кочетков. Фото на стене в квартире Андрея ВасеневаФото: Дмитрий СидоровДело, говорит он, в «еретических воззрениях» Георгия Кочеткова и построении им «параллельной квази-церкви, где Кочетков почитается прежде митрополита и патриарха». При этом к сближению митрополита Саввы с братствами священник из Торжка относится спокойно.
«В смысле единения он все делает правильно. Мы не должны никем пренебрегать. Будет очень плохо, если эти люди отойдут и организуют свою церковь, как в свое время от англиканства откололась церковь методистов. Так что надо их [“кочетковцев”] как-то принять, но при этом сохранять свою позицию».
Любое возможное мыслевыражение священников, говорит блогер Баранов, ограничено их полным бесправием. По его мнению, сейчас в РПЦ сложилась такая система, что архиерей может одномоментно «сорвать» любого пастыря со своего прихода и переместить в любой другой.
«Статус священника в Московской патриархии — исключительно как у крепостного. Главная добродетель священника — это смирение».
Митрополит Савва полноценно объяснился с прихожанами только спустя две недели после пресловутой службы 2 февраля. Воскресенский кафедральный собор после окончания рабочего дня 20 февраля был забит битком, пришло около 500 человек. Снаружи дежурили полицейские и казаки.
Митрополит начал с пространного доклада на тему допустимости русскоязычных богослужений. Зал слушал почтительно, только изредка перешептываясь и ворча: «Уже полчаса сожрал». Митрополит Савва пришел к выводу, схожему с решением Поместного собора 1917-18 годов.: переводы могут играть роль исключительно ретрансляции, делать смысл доступным, но не должны замещать собой выработанный веками церковнославянский богослужебный текст.
Встреча митрополита с прихожанами 20 февраля 2020 годаФото: Дмитрий СидоровНаконец он пригласил к микрофонам прихожан, и выстроились длинные очереди. Первые два выступления касались темы русскоязычных богослужений.
«Институт квантовой генетики доказал, что Бог есть слово. А слово — это Бог народа. Вы говорите, что молодежь не понимает богослужений. Я, когда впервые читал Евангелие, больше половины не понял, это приходит со временем. Как ни переводи, пока не поймешь сути слова, ничего не поймешь. Церковнославянский язык свят. Так что предложение такое: поставим в храме цифровой монитор, который будет пускать бегущую строку с переводом, пускай молодежь так для себя переводит».
Митрополит охотно согласился.
«2 февраля здесь была служба, — взяла слово немолодая прихожанка Воскресенского. — Евангелие читали на русском, и “кочетковцы” постоянно громко восклицали “Аминь!” Я не давала на это согласия. Я говорю от лица всех прихожан!»
Собор взорвался аплодисментами, которые митрополит тут же пресек.
Савва ответил, что богослужение было на церковнославянском, а перевод Евангелия читали параллельно церковнославянскому варианту, как обозначил патриарх, это можно делать с согласия прихожан.
«Если согласия не было, тогда никакого чтения больше не будет. Я подумал, что стоит сделать это для чести Преображенского братства. Но раз это вносит смуту, то вопрос решен», — сдался митрополит.
Собор вновь сотрясли аплодисменты и крики «Ура!». Вопрос с языком был закрыт. Но остался главный.
«Иоанн Крестьянкин говорил, что, если мы не разрушим движение «кочетковцев», они разрушат нашу церковь, — заявил следующий спикер. — Резко отрицательно о Кочеткове говорили митрополит Иоанн (Снычев), архимандрит Наум (Байбородин), митрополит Тихон (Шевкунов), протоиерей Дмитрий Смирнов, Алексей Осипов, Александр Дворкин, священник Даниил Сысоев. Вы признаете их авторитет? Почему вы допускаете в наши храмы еретиков?»
Савва подчеркнул, что на данный момент нет действительного церковного решения, объявляющего священника Георгия Кочеткова еретиком. С 2001 года с него снят запрет в служении, он служит в Новодевичьем монастыре под началом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. «Пока не будет постановления от Церкви об отлучении, мы обязаны дать им возможность участвовать в таинстве».
«В своем храме! Пусть служат в своем храме!» — раздались со всех сторон крики.
— Мы вообще верим в Бога или нет? Если Бог дает нам дар, то в дар уже включено все. Дух подается во время дара Божьего. И дух научает нас, как понимать тексты. Вы о чем вообще говорите. Вы православный вообще или сектант?! Хотите прослыть реформистом? Гадюшник нам тут устроить? Вы отравили нам веру! А мы спасены верой будем! Я хочу свою веру передать, веру неповрежденную! — сотрясал собор бывший протестантский пастор, православный фундаменталист Петр Бугаев под бурные аплодисменты.
Воскресенский собор в ТвериФото: Дмитрий Сидоров— Вы такой тезис очень хороший сказали, который все время говорят протестанты: верой спасен будешь, — улыбнулся митрополит. «Спалился, гад», — проворчал кто-то в толпе. — Никто не отлучен от церкви. Кричите вы, не кричите, мы должны принимать этих людей. Это наши братья.
— Это ваши братья! — выкрикнул Бугаев и решительным шагом вышел прочь из храма.
Митрополит Савва решил порассуждать: если бы сейчас пришел Христос, произошло бы с ним распятие?
«Порой мы с вами, читая слово Божье, не видим его сути, не понимаем любовь, ищем себе врагов. То “кочетковцы” враги, то ультраортодоксы. Помните, как было в Первом послании Коринфянам? Кто-то кричал, что он Павлов, кто-то, что-то он Аполлосов. “А я Христов”, — сказал Павел. Может, братству надо влиться в наши ряды, но мы так агрессивны… Не забывайте любить ближнего своего как самого себя — это даже важнее, чем богослужебный язык», — заключил митрополит и предложил воспеть «Величай, душе моя, Господа». На церковнославянском.
Памятную табличку в честь братства святого Благоверного князя Михаила Тверского, действовавшего при Спасо-Преображенском кафедральном соборе в 1884-1917 годах, в Воскресенском соборе после службы все-таки повесили. На ней была нанесена цитата из первого послания Петра: «Братство любите».
Долго доска там не пробыла — уже 4 февраля кто-то свинтил ее и унес. На сборе у Олега Штейнера в воскресной школе даже называли имя того, кто это сделал, — некий Андрей. Кто-то из прихожан слышал, что в отношении него «кочетковцы» планировали подать заявление в полицию. «Это уголовное дело, друзья. Я вас поздравляю! Воистину поступок христианина» — писал в фейсбуке Андрей Васенев.
Но 18 февраля она вернулась на свое место. Андрей Соколов из «Двуглавого орла» утверждает, что прихожане хотели ее расколотить, и он не допустил этого. Вместо этого доску отправили в одну из тверских каменотесных мастерских. К ней добавили надпись «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». То есть «и рассеются враги Его».
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»