Берег смерти
Неделю назад дагестанские власти сообщили об обнаружении на берегу Каспийского моря около 700 мертвых тюленей — краснокнижных животных и единственных морских млекопитающих в этом регионе. На следующий день количество тел увеличилось до 1,7 тысячи, а затем до 2,5 тысячи — это не первый, но самый масштабный случай гибели каспийских нерп за последние 10 лет
От центра Махачкалы до пляжа Черные камни около получаса езды на машине. Но на улице дождь со снегом, мы с коллегой решаем не рисковать и едем на такси. Больше всего погибших животных нашли в районе канала Юзбаш и между устьями рек Сулак и Шуринка. В такую погоду на пляже грязно, а из-за мороси плохая видимость. Но, если спуститься к воде, можно разглядеть на песке тела морских животных, которые разбросаны по берегу как большие серые валуны. Издалека кажется, что тюлени просто выползли на берег для отдыха, но вблизи видно, что некоторые тела уже начали разлагаться.
Пока нет ни одной подтвержденной версии о том, что на самом деле произошло. Внешне тела тюленей как будто не повреждены — гладкие, плотные, с открытыми блестящими глазами. Сначала у воды мы видим четыре мертвые нерпы, но проходим дальше и на узкой полоске длиной 200 метров насчитываем еще несколько десятков, а потом еще. Ими усыпан весь берег, на много километров вперед.
У нерпы нет врагов
Основная версия случившегося — «естественные факторы». В то же время в своей среде обитания каспийская нерпа не имеет врагов, она питается главным образом мелкой рыбой и замыкает пищевую цепочку в экосистеме Каспия. Популяция тюленей выполняет в этом регионе роль индикатора развития негативных процессов и сигнализирует о нарушении природного равновесия морской экосистемы Каспийского бассейна. Нерпа обитает на территории всей акватории моря, но основные сезонные миграции проходят вдоль восточного и западного побережий на глубине от пяти до 50 метров.
Тюлени размножаются на льдах Северного Каспия, обычно это происходит с конца января до середины февраля раз в два-три года. Нерпы щенятся на льдинах, где бельки и проводят первый месяц своей жизни, оставаясь на поверхности и не ныряя в воду. В сезон одна самка тюленя может родить и выкормить только одного детеныша. При этом в среднем по популяции доля самок, которые годятся для размножения, в зависимости от воздействия разных антропогенных факторов составляет всего 10—20 процентов.
Размер взрослого животного около полутора метров. В начале XX века в Каспийском море обитало около миллиона особей. В конце восьмидесятых численность тюленей сократилась больше чем в два раза — до 400 тысяч особей, а еще через 10 лет — до 100 тысяч. По данным минприроды Дагестана, сейчас численность каспийского тюленя «стабильна и находится в пределах от 270 до 300 тысяч особей». В то же время в 2020 году каспийский тюлень был внесен в Красную книгу России. Чуть раньше такой же статус каспийская нерпа получила в Казахстане.
Экологическая трагедия
Неделю назад власти Дагестана первыми сообщили о массовой гибели каспийских нерп, но ничего не сказали о причинах — только заявили, что то же самое, только в меньших масштабах, произошло и год назад, а также в 2012-м и 2016-м. Тогда основной версией гибели животных признали «естественные природные факторы». Какие именно, не уточнили. Количество погибших морских животных «не сможет критично повлиять на их популяцию», говорится в сообщении минприроды, но не все специалисты с этим согласны.
«Для нас, экологов, каждое погибшее млекопитающее — катастрофа. Тем более такое большое количество животных, настолько крупный мор. Мы считаем, что это экологическая трагедия», — говорит директор Каспийского природоохранного центра Заур Гапизов.
Особенно страшно и опасно для популяции то, что погибли беременные особи, рассказывает директор Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета Алимурад Гаджиев.
«Эти самки должны были ощениться уже в январе — феврале, а значит, мы можем говорить, что погибли не только эти животные, но и их детеныши, которых нерпа вынашивает около 11 месяцев», — говорит он. Такие случаи могут очень сильно повлиять на численность тюленей в Каспийском море. Если самки будут погибать несколько лет подряд, можно будет констатировать критическое сокращение численности популяции.
Один из основных негативных факторов сокращения популяции каспийской нерпы в последние несколько десятилетий — промышленное загрязнение моря. От состояния воды зависит здоровье морских животных, объясняет Александр Жигалин, заведующий лабораторией биоразнообразия Томского государственного университета. Каспийское море — бессточный внутренний водоем, потому что попадающие в него из рек загрязняющие вещества уже не покидают его и накапливаются, отравляя живые организмы.
«Очень часто причинами таких (массовых. — Прим. ТД) заболеваний было снижение иммунитета животных, которое происходило вследствие загрязнения воды. Есть высокая зависимость, ученые это подтверждают», — объясняет программный директор российского отделения Гринписа Владимир Чупров. По его словам, чтобы такие ситуации с гибелью морских животных не повторялись, нужно заниматься улучшением среды их обитания: устранять локальные и нелокальные источники постоянного загрязнения воды.
«Есть государственные надзорные органы. В первую очередь органы в области охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях. Они должны координировать и мониторить эту ситуацию, формировать политику, чтобы иметь действительно честный мониторинг. Все это должно быть обеспечено деньгами», — рассуждает эксперт.
Результатов официальной проверки причин смерти животных еще нет, но глава Росприроднадзора Светлана Радионова предположила, что нерпы могли погибнуть из-за гипоксии в результате выброса газа. «Ученые сейчас занимаются вскрытием животных. По предварительным данным, видим следы гипоксии, такого изменения в организме животных, вызванного кислородным голоданием».
Но эта версия не имеет под собой никаких оснований, убежден руководитель Дагестанского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Абдулгалим Дадашев:
«Поэтому такая версия несостоятельна. У нас есть судно, которое отбирает пробы воды. Оно только что пришло. Судя по этим данным, в воде все чисто, это не газ. Скорее всего, какие-то заболевания», — предположил Дадашев.
О массовой эпидемии среди каспийских нерп сказал и Андрей Разуваев, старший научный сотрудник ФГБУ «Заповедное подлеморье», который изучает не каспийскую, но байкальскую нерпу. «На моей практике эпизоотия была в конце девяностых и в 2000 году… При хороших условиях питания и размножения популяция за несколько лет полностью восстановится и снова возрастет — так, как было на Байкале. Гораздо важнее, на мой взгляд, оценивать сейчас не экологию, а условия размножения и кормовую базу», — заключил ученый.
Первые результаты проверки должны быть опубликованы 15 декабря. Пока мы стоим на берегу, коллега делает фото, а я смотрю на тюленя, который лежит совсем близко к воде, на песчаном холме. У него естественная поза, и он развернут в сторону моря — кажется, что он смотрит туда своими большими черными глазами, чтобы через секунду скользнуть обратно в воду.
Редактор: Ася Сотникова
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам