Разорвать круг неблагополучия
В 2011 году семья Савенковых перебралась из Казахстана в Россию по путинской программе возвращения соотечественников — проект 2006 года по переселению людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих вернуться на историческую родину. Из небольшого казахстанского города Костанай, который в советское время считался городом невест, они переехали в российский Омск — миллионник на границе с Казахстаном. Сняли аварийный дом: на другое жилье денег не было. На новом месте было страшно, все привычное — друзья, родня, дом и работа — осталось позади
Елена и Владимир переехали с тремя маленькими детьми: двухлетним Игорем, шестилетней Дашей и девятилетней Машей. Четвертый, Рома, был на подходе. Владимир быстро нашел в Омске работу водителем грузовика, а Елена после рождения сына осела в декрете. Денег хватало с натяжкой. Большую часть зарплаты мужа съедал рушащийся дом без центрального отопления и водопровода. Но у Савенковых получалось выкручиваться.
Беда пришла в 2013 году. У Владимира обнаружился варикоз и лопнули вены на ноге. Врачи запретили работать как минимум год. Можно было только лежать и ходить на костылях. Кто будет обеспечивать большую семью, не сказали. Крошечных пособий по многодетности не хватало на дрова, уголь и одежду. Близились морозы, и Савенковы решили просить поддержки у государства, которое так активно зазывало их переселиться.
В районной администрации Савенковым рассказали про «Каритас» — католическую благотворительную организацию, которая работает в 154 странах мира. Российское отделение «Каритас» открылось в 1991 году в Новосибирске, а в 1995-м — в Омске. «Каритас» по сей день поддерживает пенсионеров, бездомных, мигрантов, лежачих больных, одиноких мам, людей с инвалидностью, сирот. Словом, всех тех, кому тяжело и помощи ждать неоткуда.
«Когда мы впервые пришли в “Каритас”, меня немного смущало, что это религиозная организация, я переживала. Но нас так тепло встретили, что все сомнения быстро развеялись», — вспоминает Елена Савенкова.
Дочерям Елены тогда нужна была приличная школьная форма, чтобы одноклассники не дразнили из-за внешнего вида. Семья нуждалась и в теплых вещах. Еще был необходим уголь и дрова, чтобы не замерзнуть в морозной Сибири. Тогда Савенковы и подумать не могли, что найдут в «Каритас» фактически вторую семью.
«А приводите Машу к нам на занятия в детский клуб?» — предложили Савенковым сотрудники «Каритас». Елена с Владимиром не раздумывая согласились.
Детский клуб «Каритас» — место, где помогают детям из семей, которые живут в непростых условиях. А тем семьям, кому совсем тяжело, помогают одеждой, обувью, продуктами, дровами.
Спустя годы клуб вырос в целую программу, и теперь детские клубы «Каритас» работают по всей России. Здесь педагоги учат детей готовить и кормят горячими обедами, помогают выполнять домашние задания, знакомят с творчеством — от рисунков акварелью до актерского мастерства. Приучают детей выглядеть опрятно: объясняют, почему важно чистить зубы, регулярно принимать душ, стирать свои вещи. А еще стараются воспитывать толерантность и любовь к миру.
Свой первый день в детском клубе Маша вспоминает так: «Пришли туда с сестрой, познакомились со всеми, нас накормили. Педагоги нам всё подсказывали, рассказывали, занимали нас. Вот мы и развлекались, пока мама с папой оформляли документы на гражданство».
Машу окружили заботой, которой ей порой не хватало дома: младшие дети постоянно были на ней, а родители только и думали, как заработать денег. За пару лет ситуация в семье Савенковых выправилась: Владимир восстановился и вышел на работу, Елена родила сына Андрея. Старшие девочки обзавелись в школе друзьями и начали ходить на тренировки в бассейн.
* * *
Маша добилась особых успехов в плавании. Она ловко плавала в ластах под водой и привозила первые места с региональных и всероссийских соревнований. Маша мечтала стать тренером. Только вот за мечтой стояли слезы — на ногах не сходили огромные мозоли: ласты сильно натирали, их даже приходилось приматывать к ногам изолентой.
Новая беда пришла в семью Савенковых в 2015 году. 13-летняя Маша вместе с детским клубом поехала на слет католической молодежи в новосибирский «Каритас». В первый же день у нее заболела нога. Продуло в поезде, подумала девочка. Ночью нога заныла так, что Маша не сомкнула глаз, к утру болело все тело. Католические сестры вызвали в «Каритас» врача, тот прописал антибиотики и заверил, что скоро боль отступит. Но высокая температура у Маши не падала, воспаление не проходило. Как назло, все пришлось на выходные, поэтому в больницу ее забрали только в понедельник и в тот же день прооперировали. Позже мама Лена узнала, что у ее дочери на операционном столе остановилось сердце, но врачи третьей новосибирской больницы сумели спасти Машу.
«Маша была в очень тяжелом состоянии. У нее обнаружили остеомиелит — гнойный процесс, который возникает в костях и костном мозге. Болезнь поразила бедренную кость. Возбудитель остеомиелита — золотистый стафилококк. Инфекция, как нам сказали, попала через раны и мозоли от ласт, — объясняет Елена. — Стоял вопрос об ампутации ноги. К счастью, обошлось, но было невыносимо страшно».
Елена и Владимир вместе с остальными детьми тогда гостили в Казахстане у родственников. Но по первому же звонку примчались в больницу к Маше. Лишних денег, чтобы снимать жилье в Новосибирске, у семьи не было. И руку помощи снова протянул «Каритас» — Савенковых разместили в католическом центре. Там они провели два месяца: месяц Маша лежала в реанимации, второй — в обычной палате.
«Я узнала о том, что чуть не умерла, уже при выписке. Родители залетели ко мне в палату, плакали, обнимали. Второй день рождения, получается», — рассказывает Маша.
Савенковы вернулись в Омск, и начался тяжелейший год в их жизни — год Машиной инвалидности и реабилитации. Год обострений болезни, скитаний по больницам и разлада в семье. В доме без центрального водопровода и отопления Маше, которой выписали костыли, было тяжело. И «Каритас» на первое время арендовал семье квартиру, чтобы Савенковы оправились после шока.
«Я перенесла еще две операции, потому что нога вздувалась. Еле передвигалась по городу зимой на костылях: скользко, страшно. Мне постоянно кололи антибиотики и витамины. Мама мыла меня в ванне на табуреточке. Я не видела друзей и одноклассников, училась дистанционно. Спасалась тем, что вышивала крестиком, плела из бисера и смотрела сериалы, — вспоминает Маша. — Знаете, что было самым страшным? Не заново учиться ходить, а прощаться с мечтой. Врачи запретили мне профессионально заниматься плаванием, сказали, что в 18 лет поставят в ногу титановую пластину. А мне так не хотелось расставаться с бассейном».
Спустя несколько месяцев Маша потихоньку начала ходить без костылей, старалась обслуживать себя самостоятельно. Домой к ней приходили массажист и психолог, оплату работы которых снова взял на себя «Каритас». А врачи, наблюдая, как Маша идет на поправку, только разводили руками: «Надо же, какое чудо, и замена тазобедренной кости уже не нужна». Но тем не менее дорога в профессиональный спорт для девочки была закрыта. Зато для нее всегда были открыты двери детского клуба.
Больше прочего в клубе Маше нравились кулинарные мастер-классы. Она с удовольствием пекла печенье, расписывала пряники глазурью, помогала готовить обед и накрывать на стол. «Кажется, у тебя талант», — хвалили Машу педагоги клуба. И эта поддержка стала для нее самым мощным двигателем.
* * *
Сейчас Маше 21 год. Мы встречаемся у нее дома, в Омске, в квартире, которую девушка снимает вместе со своим парнем Аманом. Маша — хрупкая брюнетка с выразительными зелеными глазами. Сегодня почти ничего не напоминает о том, что произошло с ней восемь лет назад. Только, говорит Маша, шрам на ноге остался, одна стопа на размер меньше другой и на погоду нога ноет, но в остальном все сносно.
Машины родители развелись из-за постоянных бытовых скандалов и борьбы за здоровье дочери. Мама Лена с младшими детьми живет на съемной квартире, работает администратором хозяйственного блока в «Каритас». Папа Вова — в другом городе, но связь с семьей поддерживает. А Маша благодаря занятиям в детском клубе нашла свое призвание — теперь она повар. После девятого класса девушка окончила кулинарный колледж и сейчас работает в бургерной.
«Я очень люблю печь. Фотографирую каждый свой бургер, который выходит особенно красиво. У меня уже вся галерея в телефоне ими забита. По выходным готовлю дома разной сложности блюда, балуюсь со специями», — делится Маша.
Девушка не забывает и детский клуб, приходит туда помогать волонтером и теперь уже сама учит маленьких детишек мастерству выпечки.
* * *
«В детском клубе мы сопровождаем детей до 16 лет, но потом все равно остаемся с ними на связи. У нас есть чаты, где мы общаемся с выпускниками, — рассказывает руководитель и психолог клуба Яна Струлева. — Мы стараемся распознавать таланты детей. Как только они к нам приходят, поддерживаем их и поощряем — и тогда они раскрываются».
Но одной веры недостаточно, когда в клуб попадают дети из семей в кризисе. У многих подопечных проекта родители в зависимости, а дома не всегда бывает возможность поесть и помыться.
Каждый день дети вместе с педагогом Машей выбирают в магазинах продукты, сравнивают цены, смотрят, где что выгоднее можно купить, — так у них формируется навык финансовой грамотности. Потом вместе готовят и с наставниками делают уроки. После обеда — новая смена ребят, у них проходят мастер-классы, они тоже выполняют домашние задания и участвуют в уборке. В клубе есть игровые, комнаты для отдыха и душевые, а у каждого ребенка свой гигиенический набор: зубная щетка, мыло, шампунь, полотенце.
«Мы действительно в каком-то смысле становимся вторым домом. Бывает, и головы моем, и вшей вычесываем, и одежду стираем. А бывает, приходим к детям на выступления и концерты в кружках и секциях, приносим цветы, радуемся, потому что их семьям не до того», — говорит Яна.
Струлева как психолог проводит занятия и с самими воспитанниками клуба, и с их родителями, потому что одно без другого «просто не имеет смысла». «Родители в кризисе или в зависимости — те же дети, которых недолюбили в свое время. И хочется разорвать этот большой круг неблагополучия».
Помогите детскому клубу «Каритас», чтобы у детей была возможность иметь полноценное детство, а их родители учились быть ответственными взрослыми. Спасибо большое!